Литературные музеи научились по-новому общаться с посетителями

Среди новых методов - организация детских студий, фестивалей и маршрутов для пеших прогулок
музей-заповедник С.А.Есенина в Рязанской области/ PhotoXpress

Литературные музеи по-новому взаимодействуют с публикой: здесь открываются детские студии, проводятся фестивали, в усадьбах появляются маршруты для пеших прогулок

Крокет и лото, театр теней и игры с помощью «Волшебной камеры» — типичные развлечения молодежи и детей начала XX века скоро предложит своим посетителям Музей-заповедник С. А. Есенина в Рязанской области. Этот развлекательно-образовательный проект под названием «Волшебный свет игры» стал одним из победителей VIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который провел выставку своих лауреатов 2-3 сентября на «Винзаводе». «Волшебный свет игры» не первая интерактивная программа Музея Сергея Есенина. «В здании школы, где учился поэт, мы проводим “Один день в земской школе” с фрагментами уроков и игр, традиционных для начала XX века, — рассказывает научный сотрудник научно-методического отдела музея Татьяна Кирьянова. — В восстановленной избе посетители могут посидеть за столом, соблюдая правила крестьянского этикета, узнать о роли женщины и о роли хозяина в доме, сделать нехитрую игрушку, подержать в руках кухонную утварь и орудия труда».

Это не единственный литературный музей, получивший грант в конкурсе, который проводит Благотворительный фонд В. Потанина. «В литературном музее все не сводится только к наличию бытовых предметов, которые когда-то окружали писателя или поэта. Можно создать интересную и современную программу другими средствами, — говорит руководитель конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” Наталья Самойленко. — Если сотрудники могут преподать то подлинное, что есть в музее-квартире или музее-усадьбе, например, историческую застройку или природный ландшафт, умеют работать со звуком и светом, ищут современные способы взаимодействия с публикой, литературные музеи не становятся вчерашним днем».

Государственный литературный музей (ГЛМ) в октябре открывает детскую студию «Сказка выходного дня». Рисовать декорации и придумывать себе костюмы для спектаклей, вырезать персонажей для собственного театра теней и знакомиться с работами известных иллюстраторов — этим и другими делами дети будут заниматься в течение учебного года по выходным. В рамках программы пройдут выставки по сказкам Павла Бажова, Софьи Прокофьевой, Сергея Козлова. Возможно, в студию заглянет и автор сказок Сергей Седов.

По словам автора проекта Ксении Белькевич, куратора дет­ских программ ГЛМ, музей экспериментирует подобным образом уже три года. На выставке лубочных картинок, например, комиксист Хихус проводил для детей мастер-классы по рисованным историям. А посетители экспозиции, посвященной Ивану Бунину, могли с помощью нехитрых приспособлений озвучивать его стихи и отрывки прозы: имитировали свист метели, скрип телеги или перезвон колоколов. «Даже совсем маленькие дети, не имеющие никакого представления о Бунине, с удовольствием читали его стихи», — рассказывает Белькевич. По ее мнению, традиционная «молчаливая» экспозиция при нынешнем разнообразии культурных мероприятий уже не привлекает посетителей. «Придумать событие под выставку, интересно адаптировать материал — для нас сегодня это уже необходимая часть работы, — считает она. — Около 80% посетителей с детьми приходят в музеи именно на мероприятия».

Привлекать партнеров детских программ и находить актуальные формы работы, по словам Белькевич, сейчас несложно. «В последние годы наблюдается активный интерес к детской литературе, — объясняет она. — Дет­ские издательства выпускают качественные книги современных российских и зарубежных писателей, делают интересные переиздания, придумывают свои мероприятия. Книжные фестивали постоянно возникают то тут, то там и предлагают детские программы. В общем, нового мощного материала достаточно».

Для любопытного туриста

Десятого сентября подмосковный Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова открывает пешеходный маршрут по Мелихову и его окрестностям для туристов, которые предпочитают самостоятельные прогулки. «Число посетителей музея год от года почти не меняется, — рассказывает заместитель директора по научной работе Анастасия Журавлева. — Но если раньше к нам приезжали в основном группами, то теперь становится больше туристов-одиночек. Они приезжают в Мелихово на весь день, например, из Москвы, а что мы можем предложить им, кроме музейной экскурсии на 2,5 часа?»

Сотрудники музея разработали маршрут, представляющий все Мелихово: не только усадьбу писателя, но и село со старинными прудами, где можно порыбачить, восстановленными зданиями деревянной церкви и земской школы и ландшафтом, привлекавшим еще Левитана. «Мы предлагаем самостоятельно пройтись по селу с путеводителем, — поясняет Журавлева. — В нем есть карта современного и исторического Мелихова с описанием досто­примечательностей и маршрутом осмотра. А еще есть контурная карта, которую посетитель заполняет сам во время прогулки». По словам Журавлевой, пробные походы понравились гостям: каждый отмечал на карте цветными карандашами свой собственный маршрут и привлекательные объекты: кто огромные старые деревья, кто пруд-невидимку, кто прогуливающихся вдоль дорог куриц, кто деревенские постройки 1950-х годов.

В рамках этого проекта музей и местная администрация облагораживали территорию села. Так в мелиховском музее появилось еще одно предложение для активных туристов — волонтерский труд в заповеднике. «К нам приезжают поработать не только сотрудники компаний, но и просто семьи, — делится Журавлева. — Особенно с детьми-подростками — они потом с гордостью говорят, что не просто съездили с родителями на природу, а помогали ухаживать за деревом писателя Чехова, а потом еще спектакль в музее посмотрели, если были у нас в субботу». Благодаря волонтерам в низине появился мостик из кусков срубленного больного дерева, поддерживается в порядке берег Большого мемориального чеховского пруда и старинная усадебная аллея, находящаяся далеко за музейным забором.

От наплыва почитателей

Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» работает на грани своей пропускной способности, а поток посетителей с каждым годом растет.

«К нам едут и местные, и жители других регионов, и иностранцы, — рассказывает заведующая отделом развития музея Любовь Кравчина. — Приходится разрабатывать новые предложения, новые маршруты для того, чтобы снизить нагрузку на мемориальную усадьбу». Если тульские преподаватели привыкли каждый год привозить учеников и студентов в Ясную Поляну, то зачем же им ежегодно выслушивать одну и ту же лекцию о жизни и быте писателя? Младшим школьникам музей предлагает интерактивную программу с чаепитием в кучерской избе. Ученики средних классов занимаются в заповедной зоне гидробиологией — изучают состав воды и биологическое разнообразие местного пруда и речки. Старшеклассники и студенты, изучающие иностранные языки, приезжают на опен-эйр-спектакли западных трупп в рамках литературного арт-фестиваля «Сад гениев» — музей проводит его вторую осень подряд совместно с европейскими партнерами. «На шикарном кукольном спектакле были даже совсем маленькие дети, хотя не уверена, что им было понятно содержание “Вильгельма Телля”, — говорит Елена Алехина, один из координаторов “Сада гениев”, проходившего 2-6 сентября. — Но основная наша публика — это молодые люди 20-30 лет».

Снизить нагрузку на мемориальную усадьбу Толстого музей пытается с помощью программ, включающих посещение достопримечательностей Тульской области (например, Куликова поля), а также развивая сеть филиалов в других толстовских местах: родовом имении Толстых «Никольское-Вяземское», усадеб «Пирогово» и «Покровское», имения «Мансурово» в Калужской области и исторического города Крапивны.

Село Крапивна, бывшее в XIX веке процветающим уездным городом, музейщики надеются целиком превратить в заповедную зону, город-музей. «Это наш стратегический проект, — рассказывает Кравчина, — поскольку, с одной стороны, история населенного пункта тесно связана с жизнью Льва Толстого и его семьи (здесь Толстой был мировым посредником и писал “Воскресение”, здесь жил его брат, предводитель дворянства, и служили его дети), а с другой — это удивительным образом сохранившийся город второй половины XIX века, не испорченный современной застройкой. Когда читаешь описание провинциального города в русской классической литературе, узнаешь в нем Крапивну, и наоборот, сам город может служить живой иллюстрацией к произведениям Толстого, Чехова, Бунина и Лескова». Усилиями музея и фонда Л. Н. Толстого разработана документация и получены экспертные заключения, согласно которым статус памятника могут получить не только отдельные дома, а город в целом с исторической планировкой и природным ланд­шафтом.