Литературные музеи научились по-новому общаться с посетителями
Среди новых методов - организация детских студий, фестивалей и маршрутов для пеших прогулокЛитературные музеи по-новому взаимодействуют с публикой: здесь открываются детские студии, проводятся фестивали, в усадьбах появляются маршруты для пеших прогулок
Крокет и лото, театр теней и игры с помощью «Волшебной камеры» — типичные развлечения молодежи и детей начала XX века скоро предложит своим посетителям Музей-заповедник С. А. Есенина в Рязанской области. Этот развлекательно-образовательный проект под названием «Волшебный свет игры» стал одним из победителей VIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который провел выставку своих лауреатов 2-3 сентября на «Винзаводе». «Волшебный свет игры» не первая интерактивная программа Музея Сергея Есенина. «В здании школы, где учился поэт, мы проводим “Один день в земской школе” с фрагментами уроков и игр, традиционных для начала XX века, — рассказывает научный сотрудник научно-методического отдела музея Татьяна Кирьянова. — В восстановленной избе посетители могут посидеть за столом, соблюдая правила крестьянского этикета, узнать о роли женщины и о роли хозяина в доме, сделать нехитрую игрушку, подержать в руках кухонную утварь и орудия труда».
Это не единственный литературный музей, получивший грант в конкурсе, который проводит Благотворительный фонд В. Потанина. «В литературном музее все не сводится только к наличию бытовых предметов, которые когда-то окружали писателя или поэта. Можно создать интересную и современную программу другими средствами, — говорит руководитель конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” Наталья Самойленко. — Если сотрудники могут преподать то подлинное, что есть в музее-квартире или музее-усадьбе, например, историческую застройку или природный ландшафт, умеют работать со звуком и светом, ищут современные способы взаимодействия с публикой, литературные музеи не становятся вчерашним днем».
Государственный литературный музей (ГЛМ) в октябре открывает детскую студию «Сказка выходного дня». Рисовать декорации и придумывать себе костюмы для спектаклей, вырезать персонажей для собственного театра теней и знакомиться с работами известных иллюстраторов — этим и другими делами дети будут заниматься в течение учебного года по выходным. В рамках программы пройдут выставки по сказкам Павла Бажова, Софьи Прокофьевой, Сергея Козлова. Возможно, в студию заглянет и автор сказок Сергей Седов.
По словам автора проекта Ксении Белькевич, куратора детских программ ГЛМ, музей экспериментирует подобным образом уже три года. На выставке лубочных картинок, например, комиксист Хихус проводил для детей мастер-классы по рисованным историям. А посетители экспозиции, посвященной Ивану Бунину, могли с помощью нехитрых приспособлений озвучивать его стихи и отрывки прозы: имитировали свист метели, скрип телеги или перезвон колоколов. «Даже совсем маленькие дети, не имеющие никакого представления о Бунине, с удовольствием читали его стихи», — рассказывает Белькевич. По ее мнению, традиционная «молчаливая» экспозиция при нынешнем разнообразии культурных мероприятий уже не привлекает посетителей. «Придумать событие под выставку, интересно адаптировать материал — для нас сегодня это уже необходимая часть работы, — считает она. — Около 80% посетителей с детьми приходят в музеи именно на мероприятия».
Привлекать партнеров детских программ и находить актуальные формы работы, по словам Белькевич, сейчас несложно. «В последние годы наблюдается активный интерес к детской литературе, — объясняет она. — Детские издательства выпускают качественные книги современных российских и зарубежных писателей, делают интересные переиздания, придумывают свои мероприятия. Книжные фестивали постоянно возникают то тут, то там и предлагают детские программы. В общем, нового мощного материала достаточно».
Для любопытного туриста
Десятого сентября подмосковный Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова открывает пешеходный маршрут по Мелихову и его окрестностям для туристов, которые предпочитают самостоятельные прогулки. «Число посетителей музея год от года почти не меняется, — рассказывает заместитель директора по научной работе Анастасия Журавлева. — Но если раньше к нам приезжали в основном группами, то теперь становится больше туристов-одиночек. Они приезжают в Мелихово на весь день, например, из Москвы, а что мы можем предложить им, кроме музейной экскурсии на 2,5 часа?»
Сотрудники музея разработали маршрут, представляющий все Мелихово: не только усадьбу писателя, но и село со старинными прудами, где можно порыбачить, восстановленными зданиями деревянной церкви и земской школы и ландшафтом, привлекавшим еще Левитана. «Мы предлагаем самостоятельно пройтись по селу с путеводителем, — поясняет Журавлева. — В нем есть карта современного и исторического Мелихова с описанием достопримечательностей и маршрутом осмотра. А еще есть контурная карта, которую посетитель заполняет сам во время прогулки». По словам Журавлевой, пробные походы понравились гостям: каждый отмечал на карте цветными карандашами свой собственный маршрут и привлекательные объекты: кто огромные старые деревья, кто пруд-невидимку, кто прогуливающихся вдоль дорог куриц, кто деревенские постройки 1950-х годов.
В рамках этого проекта музей и местная администрация облагораживали территорию села. Так в мелиховском музее появилось еще одно предложение для активных туристов — волонтерский труд в заповеднике. «К нам приезжают поработать не только сотрудники компаний, но и просто семьи, — делится Журавлева. — Особенно с детьми-подростками — они потом с гордостью говорят, что не просто съездили с родителями на природу, а помогали ухаживать за деревом писателя Чехова, а потом еще спектакль в музее посмотрели, если были у нас в субботу». Благодаря волонтерам в низине появился мостик из кусков срубленного больного дерева, поддерживается в порядке берег Большого мемориального чеховского пруда и старинная усадебная аллея, находящаяся далеко за музейным забором.
От наплыва почитателей
Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» работает на грани своей пропускной способности, а поток посетителей с каждым годом растет.
«К нам едут и местные, и жители других регионов, и иностранцы, — рассказывает заведующая отделом развития музея Любовь Кравчина. — Приходится разрабатывать новые предложения, новые маршруты для того, чтобы снизить нагрузку на мемориальную усадьбу». Если тульские преподаватели привыкли каждый год привозить учеников и студентов в Ясную Поляну, то зачем же им ежегодно выслушивать одну и ту же лекцию о жизни и быте писателя? Младшим школьникам музей предлагает интерактивную программу с чаепитием в кучерской избе. Ученики средних классов занимаются в заповедной зоне гидробиологией — изучают состав воды и биологическое разнообразие местного пруда и речки. Старшеклассники и студенты, изучающие иностранные языки, приезжают на опен-эйр-спектакли западных трупп в рамках литературного арт-фестиваля «Сад гениев» — музей проводит его вторую осень подряд совместно с европейскими партнерами. «На шикарном кукольном спектакле были даже совсем маленькие дети, хотя не уверена, что им было понятно содержание “Вильгельма Телля”, — говорит Елена Алехина, один из координаторов “Сада гениев”, проходившего 2-6 сентября. — Но основная наша публика — это молодые люди 20-30 лет».
Снизить нагрузку на мемориальную усадьбу Толстого музей пытается с помощью программ, включающих посещение достопримечательностей Тульской области (например, Куликова поля), а также развивая сеть филиалов в других толстовских местах: родовом имении Толстых «Никольское-Вяземское», усадеб «Пирогово» и «Покровское», имения «Мансурово» в Калужской области и исторического города Крапивны.
Село Крапивна, бывшее в XIX веке процветающим уездным городом, музейщики надеются целиком превратить в заповедную зону, город-музей. «Это наш стратегический проект, — рассказывает Кравчина, — поскольку, с одной стороны, история населенного пункта тесно связана с жизнью Льва Толстого и его семьи (здесь Толстой был мировым посредником и писал “Воскресение”, здесь жил его брат, предводитель дворянства, и служили его дети), а с другой — это удивительным образом сохранившийся город второй половины XIX века, не испорченный современной застройкой. Когда читаешь описание провинциального города в русской классической литературе, узнаешь в нем Крапивну, и наоборот, сам город может служить живой иллюстрацией к произведениям Толстого, Чехова, Бунина и Лескова». Усилиями музея и фонда Л. Н. Толстого разработана документация и получены экспертные заключения, согласно которым статус памятника могут получить не только отдельные дома, а город в целом с исторической планировкой и природным ландшафтом.