Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 2941 от 19.09.2011 под заголовком: Околение next

Ужасы для воспитания молодежи

Под названием «Земля вампиров» (в оригинале «Земля кольев» – Stake Land) прячется неожиданно лирическое кино
outnow.ch

Привычно опустошенная Америка (интересно, сколько раз США пережили на экране апокалипсис?) непривычно красива. Унылая пора, очей очарованье: в багрец и золото одетые леса кишат проворными мертвецами, которые, как вампиры, питаются кровью живых. Потерявший семью подросток Мартин присоединяется к суровому человеку, который называет себя Мистером. Наточив осиновых кольев, они едут на север в старом кабриолете цвета не то пожухлой листвы, не то спекшейся крови. По дороге случается всякое: бывают люди добрые, бывают люди злые, но больше тех, кто вовсе не люди.

Единственное, в чем можно упрекнуть малобюджетный фильм ужасов Джима Микла, – рыхлый сценарий, движущийся из начального пункта в конечный с более-менее случайными остановками. Это не каменная кладка «Дороги» Кормака Маккарти, сохранившей неумолимость даже в смягченной экранизации Джона Хиллкоута. Здесь нет жестких социальных мотивировок, которыми всегда подпирает своих живых мертвецов классик жанра Джордж Ромеро. У Джима Микла не заметно амбициозных концепций, зато он настоящий лирик. Ближе всего к «Земле вампиров» недавние «Монстры» Гарета Эдвардса – такое же независимое малобюджетное кино, в котором фантастический хоррор служит лишь предлогом для неторопливого путешествия по заброшенным местам, где живут чудовища. Только в «Монстрах» была история любви, а в «Земле вампиров» – история взросления, потери и обретения семьи. Но дело не в сюжете, а в нестандартной для жанра интонации.

Кровь, конечно, хлещет, нелюди скалятся и воют, шейные позвонки хрустят под ударами кольев. Но вот ночь прошла, окончен бой, и в кадре снова разливается благодать поздней осени и тихая печаль, которой тут в итоге больше, чем лютости.

А с другой стороны, плюшевый медвежонок, смоченный кровью, служит приманкой, на которую хорошие люди цинично ловят существо, переставшее быть человеком: по этому эпизоду видно, как авторы «Земли вампиров» умеют небанально использовать даже самые заезженные жанровые детали.

Наблюдательный режиссер Джим Микл справедливо подозревает, что зрители вампирских хорроров – люди не столько кровожадные, сколько сентиментальные. Их тоже можно ловить на плюшевого мишку. Просто надо на него крови как следует накапать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать