Статья опубликована в № 2950 от 30.09.2011 под заголовком: Быть немножко лошадью

Уильяма Кентриджа показывают в "Гараже"

Уильям Кентридж – из самых заслуженных мастеров современного искусства. Большая выставка его фильмов, макетов и графики путешествовала по лучшим музеям мира и наконец остановилась в московском «Гараже»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
М.Стулов
Уильям Кентридж. художник

«Я воспринимаю пространство выставки, все эти залы как место сомнения. Определенность во взглядах и мнениях опасна»

Без Уильяма Кентриджа картина сегодняшнего арт-мира не складывается, хотя он художник в самом старомодном понимании этого слова: виртуозный рисовальщик, познающий мир, его зарисовывая, думающий картинками. Выставка Кентриджа в «Гараже» – первая московская, но его анимацию нам не раз показывали: в основном проекте прошлой биеннале и на других международных выставках современного искусства.

Кентриджевскую черно-белую, свето-теневую, грубо рисованную анимацию, гротескные видеоскетчи и перформансы трудно не заметить в любом окружении – они забавные, жесткие, однозначные и очень громкие. Музыка здесь исключительно важна, она не фонит, а диктует драматургию, фильмы буквально вырисовываются по нотам. Естественно, что в последние годы уже маститый Кентридж работает для оперных театров и иногда неожиданно тонко.

Еще важная причина мирового признания – он политический художник, противник апартеида, но выражающий свой протест не как трибун, а с позиции обывателя.

Главный герой серии коротких рисованных фильмов, показанных в двух залах «Гаража», имеет портретное сходство с автором, и это примиряет с вопиющей карикатурностью изображения – если художник безжалостно рисует себя, значит, не издевается над стареющим, лысеющим, любящим жену и кота персонажем, а утверждает его право жить без внешних потрясений.

Понравиться нашей публике должен зал про нашу родную историю, с полиэкранным видеосочинением Кентриджа на музыку из оперы Дмитрия Шостаковича «Нос». В этом видеоцирке цитируется революционная и постреволюционная кинохроника, на которую накладывается абсурдный сюжет гоголевской повести (нос заменяет голову то балерине, то спортсменке, то оратору на конструктивистской трибуне), воспроизводится стенограмма суда над Бухариным – всего не опишешь. Странно только, что беспощадный абсурд русской жизни и ее революционного авангарда с таким пониманием, точно и ловко показал южно-африканский художник.

Еще удивительнее, как Кентриджу, сатирику, удалось слиться с «Волшебной флейтой» Моцарта. Он ставил ее в театрах, а на выставке двадцатиминутное видео, спроецированное на театральный макет, представляет фрагменты волшебного действа, где под арии Царицы ночи и Зарастро свет и тьма сливаются в фейерверке, а тень Папагено жонглирует птицами под присмотром масонского ока.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more