Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 2950 от 30.09.2011 под заголовком: Быть немножко лошадью

Уильяма Кентриджа показывают в "Гараже"

Уильям Кентридж – из самых заслуженных мастеров современного искусства. Большая выставка его фильмов, макетов и графики путешествовала по лучшим музеям мира и наконец остановилась в московском «Гараже»
М.Стулов
Уильям Кентридж. художник

«Я воспринимаю пространство выставки, все эти залы как место сомнения. Определенность во взглядах и мнениях опасна»

Без Уильяма Кентриджа картина сегодняшнего арт-мира не складывается, хотя он художник в самом старомодном понимании этого слова: виртуозный рисовальщик, познающий мир, его зарисовывая, думающий картинками. Выставка Кентриджа в «Гараже» – первая московская, но его анимацию нам не раз показывали: в основном проекте прошлой биеннале и на других международных выставках современного искусства.

Кентриджевскую черно-белую, свето-теневую, грубо рисованную анимацию, гротескные видеоскетчи и перформансы трудно не заметить в любом окружении – они забавные, жесткие, однозначные и очень громкие. Музыка здесь исключительно важна, она не фонит, а диктует драматургию, фильмы буквально вырисовываются по нотам. Естественно, что в последние годы уже маститый Кентридж работает для оперных театров и иногда неожиданно тонко.

Еще важная причина мирового признания – он политический художник, противник апартеида, но выражающий свой протест не как трибун, а с позиции обывателя.

Главный герой серии коротких рисованных фильмов, показанных в двух залах «Гаража», имеет портретное сходство с автором, и это примиряет с вопиющей карикатурностью изображения – если художник безжалостно рисует себя, значит, не издевается над стареющим, лысеющим, любящим жену и кота персонажем, а утверждает его право жить без внешних потрясений.

Понравиться нашей публике должен зал про нашу родную историю, с полиэкранным видеосочинением Кентриджа на музыку из оперы Дмитрия Шостаковича «Нос». В этом видеоцирке цитируется революционная и постреволюционная кинохроника, на которую накладывается абсурдный сюжет гоголевской повести (нос заменяет голову то балерине, то спортсменке, то оратору на конструктивистской трибуне), воспроизводится стенограмма суда над Бухариным – всего не опишешь. Странно только, что беспощадный абсурд русской жизни и ее революционного авангарда с таким пониманием, точно и ловко показал южно-африканский художник.

Еще удивительнее, как Кентриджу, сатирику, удалось слиться с «Волшебной флейтой» Моцарта. Он ставил ее в театрах, а на выставке двадцатиминутное видео, спроецированное на театральный макет, представляет фрагменты волшебного действа, где под арии Царицы ночи и Зарастро свет и тьма сливаются в фейерверке, а тень Папагено жонглирует птицами под присмотром масонского ока.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать