Кино в Якутии переживает подъем благодаря энергии энтузиастов

В Якутске завершился фестиваль «Кино Арктики»

От жесткой драмы до хитовой комедии — благодаря энергии энтузиастов кино в Якутии переживает подъем

Невероятная новость: в России есть место, где люди предпочитают Голливуду отечественные фильмы, стабильно заполняя залы. Кинематографисты отвечают зрителям взаимностью, то есть бумом производства. Только происходит это не в Москве и не в Петербурге, а в Якутии. Да, и кино там смотрят не российское, а собственное.

Хотите верьте, хотите нет: якутское кино не только существует, но и процветает. За последний год в прокате побывало 16 фильмов на якутском языке: комедии, мелодрамы, ужастики, эпические сказки. Многие с колоссальным успехом, например, картина, снятая за 200-300 тысяч рублей, может принести в прокате 3-4 миллиона. Директор якутского мультиплекса «Синема-центр» Матвей Торговкин признается, что часто отказывает дистрибьюторам голливудских картин, чтобы поставить якутскую — более выгодную. Некоторые фильмы проваливаются, но это никого не обескураживает. Кинематография-то маленькая, всего человек пятьдесят, все друг друга знают, работают друг у друга: тут продюсер, там режиссер, здесь монтажер… Все, что заработают, вкладывают в новые ленты.

Тот же Торговкин — продюсер картины «Покуда будет ветер…». Именно она только что получила Гран-при на первом фестивале «Кино Арктики», проходившем в Якутске. Жюри, в составе которого работал и автор этих строк, за три дня посмотрело 35 картин (это шорт-лист, в длинном списке было около 90) и распределило награды, не уставая удивляться энергичности и отваге якутских энтузиастов. Большинство из них непрофессионалы, исключительно кинематографом зарабатывают единицы. «Я в театре режиссером работаю, а когда сезон закрывается, кино снимаю», — делится Сергей Потапов, создатель «Покуда будет ветер…» и, кстати, лауреат «Золотой маски» за спектакль «Макбет» по Ионеско.

В его экспрессивной и неожиданной картине, основанной на мотивах якутского эпоса олонхо, красавицу из зажиточного семейства похищает монстр из леса — гигантский альбинос-отшельник Эр Соготох; против ожиданий, девушка влюбляется в него, отвергая своего жениха-князя. Исполнитель главной роли Ньургун Мандаров — непрофессионал: режиссер встретил его, когда забрел в отдаленный район, где его чуть не избили хулиганы, а тот, как мифический герой, внезапно возник из тумана и прогнал злодеев. Лицо наполовину парализовано, крашеный ежик на голове и линзы в глазах усиливают сходство с Затойчи: Потапов признается, что вдохновляется творчеством Такеши Китано.

Другая постановщица «Саха театра» Сюзанна Ооржак для своего кинодебюта «Покидая благоухающую гавань» выбрала стилистику, сходную с картинами Вонга Кар-Вая — и снимала фильм (получивший специальный приз, а также награды за звук и женскую роль фестиваля «Кино Арктики») в Гонконге. Неприкаянная героиня блуждает по улицам, освещенным неоновыми огнями, меняет бойфрендов, видит странные сны и никак не может найти себя… пока в финале, покончив с собой, не переходит в параллельный мир. Там она ступает с мостовых в снега, оказываясь этнической якуткой, в которой неожиданно пробудились национальные корни. Сыгравшая центральную роль Александра Соловьева — студентка аграрного института, также встреченная режиссером на улице.

Мастерства и навыка не хватает, как и денег, зато есть отчаянное нахальство, помогающее пробить лбами стенку зрительского недоверия. Учитель-этно­граф из деревни, незнакомый с компьютером Прокопий Ноговицын, снимает кино о древних традициях (короткометражные фильмы «Дух Земли», где он режиссер, и «Мастерство», где продюсер, получили призы фестиваля). Екатерина Бочкарева из далекого улуса сделала жесткую ревизионистскую драму «Проклятая правда» о женщине, арестованной в 1940-х за кражу зерна с колхозного поля, и ее детях, умерших с голода (специальный приз жюри). Дмитрий Шадрин, Роман Дорофеев и Алексей Егоров организовали продюсерскую компанию «Детсат» — «Дети Саха театра» — и сняли уже семь комедий, кассовых хитов, от пародийных «Вольных боотуров» до двух серий «Кэскила». Наивный обаятельный очкарик-дурачок стал любимым героем якутов — актера Михаила Борисова иначе, как Кэскилом, уже не называют.

У фестиваля «Кино Арктики» и приз оказался оригинальным — мельхиоровые снежные очки с драгоценными камнями, символизирующие слияние древних якутских традиций с новейшими кинотехнологиями. Осталось дождаться момента, когда в эти очки взглянет продюсер или фестивальный директор со стороны, чтобы поразиться феномену якутского кино и познакомить с ним более широкий круг зрителей.