Амфест-2011 почти удался

В Москве закончился фестиваль американского кино (Амфест). Больше всего публики собрали каннские хиты, которые выйдут в прокат. Между тем главное на Амфесте как раз в той части программы, где заранее точно не знаешь, чего ожидать
Bellflower themove.com

Понятно, почему многим захотелось посмотреть фильмы Вуди Аллена, Гаса Ван Сэнта и Николаса Виндинга Рёфна на Амфесте. В прокат выйдут дублированные копии, а на фестивале показывают картины с оригинальной звуковой дорожкой.

А из того, что не появится в ближайшее время на наших экранах, зрители ожидаемо выбрали «Другую землю» Майкла Кэхилла: во-первых, она получила спецприз главного американского фестиваля «Сандэнс», во-вторых, открывала программу (что логично: Амфест проще всего описать как «Сандэнс» на выезде), а в-третьих, была анонсирована как лирическая фантастика, напоминающая «Меланхолию» Ларса фон Триера, «только намного живее, трогательнее и умнее».

Правильнее было бы сказать, что «Другая земля» более простодушна и быстро сводит неплохую идею к унылым сентиментальным банальностям. Героиня, ставшая виновницей аварии, в которой погибла семья успешного композитора, пытается помочь ему, опустившемуся после трагедии, вернуться к жизни (это предсказуемо приводит к драматическому любовному роману). А в небе висит планета, которая оказывается зеркальной копией Земли: там живут наши двойники – возможно, более счастливые.

Гораздо более эффектный и неожиданный образец «сандэнс-эстетики» – «Беллфлауэр, Калифорния» дебютанта Ивэна Глоделла, история двух друзей, которые тоже переживают любовные драмы и грезят об альтернативной реальности, только это реальность постапокалиптических боевиков вроде «Безумного Макса». Герои мастерят дома огнемет, а режиссер – камеры собственной конструкции. И делает кинопленку полноправным персонажем фильма. Кадры то размыты, то прихотливо исцарапаны, то засвечены, а яркость почти всегда выкручена на максимум: получилось буйное, визуально избыточное кино, которое сочится болезненным желтым и взрывается красным, превращая обыденность в адский комикс.

«Путь Мика» Келли Райхардт, напротив, предельно сдержан. 1845 г., переселенцы тянут три повозки по пустынным землям штата Орегон – ну и все, конец фильма. Минималистский вестерн без стрельбы и крови, но с библейскими аллюзиями (американцы находят еще и политический подтекст, но это, положим, дело десятое, а вот женщины на фоне заката получаются у Райхардт красиво).

Попыткой сломать каноны независимого кино выглядела «Холодная погода» Аарона Катца – придурочный детектив о бездельниках из Портленда, близко к сердцу принявших методы Шерлока Холмса; в меру забавный, но анемичный фильм.

Зато «Сходи за розмарином», автобиографическая зарисовка Бена и Джошуа Сафди о двух неделях из детства, проведенных с отцом-киномехаником, мог похвастаться не только неугомонной камерой и любовно воссозданной атмосферой Нью-Йорка 1980-х, но и лучшим камео Амфеста-2011: в маленькой роли уличного грабителя снялся сам Абель Феррара.

В Москве шутку, кажется, не оценили: на криминальную физиономию классика независимого кино публика не отреагировала никак. Ау, киноманы, на Амфесте вас не хватало.