В Москве одновременно прошли кинофестивали 2morrow и 2-in-1

Прошедшие в Москве фестивали с двойками в названиях – 2morrow и 2-in-1 – легко могли бы обменяться фильмами. Но взгляды на то, как показывать публике кино, у их организаторов разные
outnow.ch

Фестивль 2-in-1 выглядел почти академично: конкурс и несколько компактных внеконкурсных программ, все четко структурировано, в расписании не заблудишься. Главный приз получил фильм Рубена Эстлунда Play (Швеция, Франция, Дания) – репортажно снятая история о том, как в приличном Гетеборге чернокожие пацанята психологически прессуют и виртуозно обирают мальчиков из приличных семей. Эстлунд очень наглядно и жестко разыграл сюжет столкновения инфантильной Европы с зубастым, не по годам взрослым «третьим миром», хорошо усвоившим, что такое политкорректность. К жюри, наградившему картину, вопросов нет.

К жюри «2morrow/Завтра» – тоже. Потому что в этом году его просто не было: выбор лучшего фильма предоставили зрителям (они предпочли документальную «Тягу» Ивана Черняева) и компании молодых кинокритиков (отметивших «Это не фильм» опального иранца Джафара Панахи). Ну и правильно, раз уж 2morrow отказывается от любых иерархий и формирует афишу по принципу «куча всякого разного интересного», а публике предлагает довериться интуиции и лозунгу «анархия – мать порядка»: в ситуации нескольких площадок, десятка программ (включая прежде самостоятельный Beat Film Festival) и отсутствия расписания в фестивальном буклете это единственно возможный способ получить удовольствие от мероприятия.

То есть у двух фестивалей, проходящих в одно и то же время, похожие представления о кино и одна целевая аудитория, но противоположные направления движения.

Подход фестиваля 2-in-1: в мире так много хороших новых фильмов, что можно выбрать из них несколько не самых очевидных и нашумевших, сравнить между собой и назвать лучший. А вокруг организовать еще пару-тройку занимательных программ и событий.

Подход фестиваля «2morrow/Завтра»: в мире так много хороших новых (а также прекрасных старых) фильмов, что выбирать из них можно произвольно, а сравнивать бессмысленно. Для навигации достаточно придумать формальную тему для конкурса (например, «Исповедь. Свидетельства. Дневники»), а вокруг расставить как можно больше приманок самого разного свойства, чтобы зритель был потрясен, растерян и абсолютно свободен в том, куда и когда пойти и пойти ли вообще.

2-in-1 по традиции предлагает публике систему координат и правила поведения. «2morrow/Завтра» отменяет все правила и дразнит, показывая разом во все стороны.

Так что получается, никакие они не конкуренты. Зато хорошо друг друга дополняют. Как человек рассудительный и авантюрист. С первым хорошо посоветоваться, записать рекомендации в блокнотик и по возможности следовать расписанию. Второму доверять, может, и не стоит, но вдруг у него туз в рукаве и кролик в цилиндре? Какое расписание? Ныряйте за кроликом в нору независимого кино, а там уж как повезет.