Гастроли Ла Скала в Москве: красивые итальянские ноги научились танцевать Баланчина

Вслед за раритетным «Эксельсиором» итальянцы показали на сцене Большого театра еще одну редкость – полнометражный сюжетный спектакль Баланчина «Сон в летнюю ночь», до этого не доезжавший до России
Д.Гусарин/ ИТАР-ТАСС

Несколько десятилетий балетная труппа Ла Скала была сосредоточена на постановках Ролана Пети, Кеннета Макмиллана и прочих деятелей европейского драмбалета: итальянская публика, совсем как русская, приходит в театр пострадать и отвлечься от реальности. Баланчин с его эстетством был для нее не самой желанной приманкой. Тем не менее миланцы бесповоротно из сферы интересов его не выбрасывали, и в Ла Скала время от времени шли и «имперские» спектакли Баланчина, и его «черно-белый» авангард. Но больше всего ожиданиям зрителей, ценящих оперный накал эмоций, соответствует «Сон в летнюю ночь».

Нельзя сказать, что этот балет относится к числу не оцененных в наследии Баланчина. Он регулярно появляется в репертуаре New York Ciry Ballet, всплывает в других американских компаниях и даже записан на DVD. Но европейцы обычно предпочитают варианты Эштона или Ноймайера – подробные, тягучие и респектабельные.

Версия Баланчина совсем другая. Она, хотя на хрестоматийную музыку Мендельсона, проскакивает шекспировскую историю за два часа. Сюжет вроде бы на месте: есть афинский двор – и волшебный мир, есть Ипполита – и Титания, Тезей – и Оберон, а также Гермия, Елена, Деметрий, Лизандр, Пэк и Осел. Есть нелепая путаница миров и трогательность отношений.

И все же Баланчину не удается скрыть, что ему гораздо интереснее поставить гран-па бабочек, в котором несколько групп то сливаются, то распадаются, но меняют численность и конфигурацию.

Баланчин явно мучается с квартетом влюбленных. Зато с изяществом своего предшественника Петипа отодвигает от Титании Оберона и запускает ее длиннейшее и красивейшее адажио с безымянным кавалером. И не беда, что подобное поведение в шекспировской системе координат породило бы трагедию, – балетная композиция так выглядит стройнее.

А хореография «Сна в летнюю ночь» соответствует уровню Баланчина. Единственным упреком может служить лишь то, что большая часть напоминает другие его балеты, но это нисколько не мешает, например, триумфальному шествию по миру «Темы с вариациями», которая в концентрированном виде повторяет «Симфонию до мажор», или «Агона» – лаконичного перепева «Четырех темпераментов». Финальный же акт «Сна», свадьбу, вообще можно исполнять как отдельный балет – это гран-па в лучшем проявлении этой формы. Артикулировать его сияющую чистоту труппе Ла Скала непросто. Но в отличие от предыдущих гастролей 10-летней давности сегодня компания выглядит современно: удлиненные линии, красивые ноги, говорящие стопы. Па-де-бурре еще предательски морщат, но пируэты уже не вгоняют кордебалет в панику. Если труппе удастся сохранить динамику развития, через пять лет она может станцевать в Москве и Петипа.