"Хроника мировой оперы": самая полная русская оперная энциклопедия издана на DVD

«Хроника мировой оперы» – капитальная энциклопедия жанра: 400 опер за 400 лет с тысячей видео- и аудиопримеров. Только половина труда занимает четыре DVD

Новый комплект дисков для нашего компьютера – электронная версия бумажного издания, вышедшего в 2005 г. Теперь его купить невозможно, но и счастливые его обладатели будут рады приобрести видеоверсию.

Из многочисленных энциклопедий и справочников, посвященных опере, труд екатеринбургского музыковеда Михаила Мугинштейна – самый масштабный на русском языке. Автор объял необъятное: опер у него не 100, как обычно, а целых 400. Первый том охватывает два с половиной века: от первой сохранившейся оперы флорентийского кружка – «Эвридики» Пери – до «Лоэнгрина» Вагнера и «Стиффелио» Верди, выпущенных в 1850 г. Второй том еще в работе: он охватит следующие полтора века и будет еще больше, поскольку в него войдут все великие оперы второй половины XIX века, которые в основном и идут в театрах мира, а также весь ХХ век.

Но дело не только в количестве: автор совместил, кажется, все возможные ракурсы, в которых можно рассматривать оперу. Есть любители популярных арий, есть знатоки, есть ценители вокала, поклонники великих дирижеров, есть театралы, которым важнее всего режиссерские интерпретации. Мугинштейн систематично объединяет все это в целое, доказывая, что история композиторской мысли, вокала, театра и актуальных эстетик – одна история.

На видеодисках, как и в бумажном варианте, приводятся выходные данные каждой оперы, пересказывается ее либретто, даются сжатые комментарии, прослеживается история постановок, аудио- и видеозаписей. Кроме того, есть особый отдел – великие исполнители, куда входят не только певцы и дирижеры, но и режиссеры, и сценографы, – и в этом разделе автор уже охватил и XX век.

Но на видеодисках есть и то, чего в книге, разумеется, быть не могло, – тысяча видео- и аудиопримеров. Сегодня, правда, мы легко можем находить оперные записи в интернете. Но подбор, сделанный Мугинштейном, и здесь предлагает энциклопедическую картину.

И вот что в ней интересно: старому лучше всего идет новое, а новому – старое. Оперы эпохи барокко особенно выгодно воспринимаются в современном исполнении – аутентичное музицирование, как правило, придает их звучанию свежесть, кураж и упругий ритм, а постмодернистские постановочные решения – остраненность взгляда и богатство рефлексии. Тогда как оперы XIX века, более привычные, расцветают именно в исполнении артистов старой школы, им к лицу винтажный хрип грампластинок и стиль постановок, близкий старой живописи, гравюре и архитектурной фантазии.

Известный недостаток видеоверсии – в ней сохраняется излишняя плотность изложения материала, объяснимая в книге, где всегда мало печатного места. Аббревиатуры вроде С или Б в компьютере легко развернулись бы в «сопрано» и «бас». Но важнее, что с дисков звучат эти голоса – от Ивана Ершова и Федора Шаляпина до Эдиты Груберовой и Анны Нетребко. А еще важнее – что из сборища фактов, цифр и цитат бьют ключом пламенный темперамент и субъективизм автора. Его академический труд – увлекательная экскурсия.