Статья опубликована в № 3012 от 28.12.2011 под заголовком: Венский дефицит

Концерт Владимира Федосеева и оркестра БСО: оперетта спасла оперу

Владимир Федосеев под Новый год посвятил концерт легкой музе оперетты. Однако предпослал ей тяжелые испытания оперой
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Д.Абрамов

Вполне естественно, что маэстро Федосеев, много работающий в Вене и прекрасно знающий венские традиции, захотел угостить нас сладкими блюдами классической венской оперетты. Шедевров в этом жанре написано достаточно, но почему-то на всю программу их не хватило: почти все первое отделение было отдано фрагментам из опер. Это и стало проблемой. Есть певцы-солисты, в равной степени владеющие оперным и опереточным мастерством. Но те двое, кого пригласили участвовать в концерте Большого симфонического оркестра имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева, оказались не из их числа.

Вообще-то стараниями филармонии и других концертных организаторов мы давно уже привыкли к определенному вокальному уровню приглашенных из Европы певцов, даже звездами первого ряда нас теперь не удивишь. Не говоря уже о том, что компакт-диски и интернет тоже всегда под рукой. Очевидно, это неизвестно второразрядным европейским агентам, с упорством, достойным лучшего применения, поставляющим в Москву третьеразрядных певцов.

Австрийский тенор Николай Шуков и французское сопрано Изабель Кэлс, конечно, артисты не равного достоинства. У него есть и густой низкий регистр, и пиано в высоком регистре, и высокие ноты (впрочем, заметно сдавленные). У нее – лишь бесхарактерный щебет, полное пренебрежение деталями и детский писк вместо пиано.

Уж не знаю почему, Владимир Федосеев, когда аккомпанировал солистам в фрагментах из «Фауста» Гуно, держался в замедленных темпах – для того ли, чтобы немного убавить певцам сложностей, или в силу собственного понимания этой музыки, – но исполнение в целом едва плелось. Выяснилось, что прославленный оркестр слабо знает оперную музыку: хотя фрагменты из «Отелло» Верди БСО играл не в первый раз, квартет виолончелистов (состоящий из знаменитостей всех возрастов) вдруг, к большому удивлению поющего тенора, растерянно затормозил и уснул. В арии Калафа из «Турандот» Пуччини аккомпанемент был образцовым, но сам тенор на верхах куда-то спешил.

Положение спасло второе отделение, когда наконец перешли к оперетте. Тут оказалось, что Николай Шуков – артист довольно обаятельный и на сцене кое-что умеет. Исполняя арию из «Графини Марицы» Кальмана, он показывал концертмейстеру Михаилу Шестакову, как играть с цыганской слезой. Шестаков, человек со строгим вкусом, так играть не хотел, и тогда Шуков играл на воображаемой скрипке за него. В арии из «Веселой вдовы» Легара истошно заливался тоской и тут же переходил на залихватское веселье. И в каждом дуэте, где только оркестр брал слово для вальсового проигрыша, использовал два квадратных метра на сцене Большого зала консерватории, чтобы сделать с партнершей несколько туров. Но бисов не было – как будто классики венской оперетты не оставили нам столько великолепных арий, чардашей и вальсов!

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more