Статья опубликована в № 3017 от 12.01.2012 под заголовком: Мифы русского космоса

Ольга Свиблова: "Русский космос" рассказывает, как утопия стала реальностью

Ольга Свиблова открыла сочиненную ею выставку «Русский космос» в итальянском музее Кастелло ди Риволи. Много лет она активно показывает отечественное искусство миру, но экспортировать космическую тему взялась впервые
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
В.Астапкович / РИА НОВОСТИ

Кастелло ди Риволи находится под Турином в переделанном под музей барочном дворце, построенном на вершине горы на месте средневекового замка. Фантастичному месту подходит искусство про освоение заоблачного пространства, но выставка Свибловой мало романтична: она представляет русскую утопию, породившую советскую космическую реальность и космический миф, разрушенный непочтительным российским современным искусством. Причем современного искусства на выставке подавляюще много.

– Вам приходится на практике решать такую сложную задачу, как создание русского национального образа. Много лет вы делали фотовыставки русского авангарда, но эта тема, похоже, исчерпана.

– Мы возим разные выставки, но западных людей действительно больше всего интересует авангард. Выставку Родченко мы показываем много лет, но меняем ее для каждой страны. В Лондоне мы показывали классику модернизма, потому что он их обошел стороной. А в берлинском Мартин-Гропиус-Бау, где Родченко выставлялся еще в конце 20-х гг., где все всё про модернизм знают, показываем трагедию художника, убитого системой. А в Риме сейчас ставим выставку с другими акцентами – полная история жизни художника.

– Но Родченко уже все видели, космос – новая экспортная находка, русский миф.

– «Русский космос» показывает историю зарождения этого мифа на уникальном материале: рисунки Циолковского, его модель дирижабля, слуховая труба, через которую он слушал музыку сфер. И рядом работы художников русского авангарда, подхвативших его идеи. Мы показываем работы Василия Чекрыгина о воскрешении в теле, а это учение Николая Федорова, единственная оригинальная ветвь русской философии, которая сегодня, в свете новых достижений науки, становится реальностью.

– Вы о клонировании?

– Да, русским даются большие утопические идеи, которые потом становятся реальностью. Циолковский – ученик Федорова и учитель Королева.

– Идеализм и визионерство на выставке разбиваются о беспощадную иронию современных художников или о насмешку – как в игрушечной орбитальной станции Марины Алексеевой, например.

– Мы показываем, как русская космическая идея жила и развивалась. Как в Советском Союзе космос мифологизировался, как он стал символом политического реванша. Но уже в 67-м году Франциско Инфанте начинает диалог с русским авангардом – берет у него пластическую систему, но не тоталитарную идеологию. «Перестройка звездного неба» – гениальная работа о выходе в космическое пространство как насилии над природой.

– Работы Инфанте еще красивые, но дальше-то – только насмешка.

– Конечно, в 80-е гг. все советские мифы развенчиваются. Художник испытывает их на прочность, и все советские мифы летят в тартарары, а о космосе – выживает. Все наше искусство 80-х гг. играет с космической мечтой, конечно не без иронии. Но вот работы питерской группы АССА и героические, и иронические. Да, это пример дикого харизматического юношеского выброса энергии, но он идет под знаком космоса. На работе Тимура Новикова того времени – маленький луноход на фоне по-малевически высокого горизонта, история маленького человека перед лицом большого мифа.

– Может быть, вы считаете, что космос и сейчас мечта?

– С космическим мифом ничего не делается, хотя он всех достал – «зато мы делаем ракеты...». Когда я монтировала выставку, то узнала, что наша ракета взорвалась и ее осколок пробил крышу дома на улице Космонавтов.

– Тут уже некого упрекать в избытке иронии.

– Миф космоса не умер, потому что в нем есть востребованное героическое начало. Работа «Синих носов», запускающих ракету из штанов, – ерничество, конечно, но романтическое. И я не вижу на выставке избытка иронии. Все кончается Гагариным, чей полет подарил не только нам, но и миру радость, взрыв ментальной энергии.

– До звездного финала с Гагариным надо дойти через тернии вроде силуэтов небесных светил из колючей проволоки Сергея Шутова.

– Все, конечно, понимают, на что эта проволока намекает. Но все равно космос – как мечтал Циолковский – должен стать пространством свободы.

– Вы покажете выставку в Москве?

– Мы готовили ее специально для Кастелло ди Риволи, делали заказы художникам, вытащили старые работы, которые давно не выставлялись. Конечно, хочется показать ее в других странах и в Москве, дополнить гениальной инсталляцией Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос...» – нам всем периодически хочется выйти в другое пространство, освободиться. И я уверена – мы должны показывать себя такими, как мы есть. Только тогда мы будем интересны другим.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more