Юбилей шпионского музея в Вашингтоне

В совет директоров Spy Museum входят бывшие сотрудники ЦРУ, КГБ и МИ-5: их опыт и связи были незаменимы при разработке экспозиции
spymuseum.org

Вашингтон — очень шпионский город. В кафе, где двойной перебежчик Виталий Юрченко обманул опекавших его агентов ЦРУ, отправившись в туалет, оттуда на улицу, а затем прямиком в совет­ское посольство, есть даже медная табличка на диване, где он сидел. А сколько знаменитых разведчиков тут ловили: Олдрич Эймс, Роберт Ханссен, да и трое из десяти недавно пойманных «кротов» тоже окопались недалеко от штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли.

При такой концентрации шпионской энергии неудивительно, что частный (и довольно дорогой — 20 долларов за вход) шпионский музей в нескольких кварталах от здания ФБР посетило за время его существования с 2002 года порядка 7 млн человек. В летние месяцы очереди вытягиваются на целый квартал. В этом году единственный в мире Spy Museum празднует юбилей.

Посетитель здесь может испробовать себя в роли агента-дилетанта. На входе ему присваивают кодовую кличку и предлагают запомнить «легенду». Затем он попадает в кинотеатр, где его испытывают на шпионскую профпригодность. На экране появляются подозрительные личности, и нажатием зеленой, желтой или красной кнопки вы сигнализируете, насколько они кажутся вам опасными. Вот старушка — божий одуванчик наводит на вас фотоаппарат, и голос за кадром предупреждает: «Вроде неопасна, но зачем фотографирует?» Под конец вам сообщают: «Вы обладаете всеми необходимыми данными, чтобы стать шпионом», — и только после этого допускают до основной экспозиции.

Здесь вы любуетесь на «поцелуй смерти», — дуло замаскированного под помаду одноразового пистолета из арсенала КГБ 1960-х годов; ядовитый зонтик, точь-в-точь как тот, которым укололи болгарского диссидента Маркова в Лондоне в 1978-м; на почтовый ящик, где Олдрич Эймс делал пометки мелом, давая понять советским дипломатам, что в заветном тайнике их ждет ценная информация. Звуковое сопровождение выставки составлено из признательных показаний разоблаченных агентов, радионовостей об успехах контрразведчиков и воя полицейских сирен.

Есть и забавные моменты: рядом с машиной Джеймса Бонда Aston Martin DB5 написано, что GPS и электронная блокировка двигателя, стоящие теперь на обычных авто, 30 лет назад шпионам даже не снились. На нижнем этаже музея с помощью декораций воссоздана часть разделенного стеной Берлина и прорытый в советский сектор туннель, где стоят компактные стиральная машина с сушкой — чтобы измазавшиеся западные шпионы могли выйти на поверхность чистенькими, не вызывая подозрений.

В открытом в 2009 году разделе, который называется «Оружие массового сбоя», рассказывается, что произойдет с Америкой в случае успешной кибератаки: не будет ни воды, ни света, ни связи. Конец коммерческой деятельности; эмидемии и гражданские волнения. Жуткими сценариями с экранов пугают директор Национальной разведки Деннис Блэр, специальный советник президента по кибербезопасности Ричард Кларк, бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси.

В совет директоров музея входят в прошлом сотрудники ЦРУ, КГБ и МИ-5. Их опыт и связи при разработке экспозиции были очень важны. «Представления о шпионах в основном формируются Голливудом. Музей же показывает, что истории настоящих шпионов намного увлекательнее, чем вымысел», — говорит Милтон Малтц, глава компании — владельца музея, вложившей в его создание 40 млн долларов.

За советский раздел экспозиции отвечает Олег Калугин, более тридцати лет прослуживший в КГБ, а ныне живущий в Америке. В отличие от других бывших агентов, Калугин не сидит тихо: он консультирует, преподает и водит экскурсии по шпионским местам. Прочитанная им две недели назад лекция под названием «Вена: город моей мечты» собрала в музее полный зал. Калугин поведал, например, о том, как была провалена порученная ему операция с похищением в Вене двойного агента Николая Артамонова-Шадрина. Машина, в которой везли усыпленного хлороформом разведчика, завязла на обочине, и его волоком перетаскивали через границу. «Там он и умер от сердечного приступа. Неудивительно: человек работает на советских, встречается с ними в Вене — и вдруг они же его и похищают…» Все эти детали не то чтобы новы, но, когда слышишь их из уст непосредственного участника событий, который к тому же рассказывает так, словно речь идет о забавном похождении, они производят сильное впечатление. Слушатели сидели разинув рты.

На фуршете после лекции Калугин рассказал о музее: «Из экспозиции видно, что технически разведки Востока и Запада находились примерно на одном уровне. Разница в том, что американцы занимались исключительно сбором данных, а русские ставили своей целью ни много ни мало дискредитацию всей западной системы». Я спросил, как Калугину работается с бывшими противниками (например, директор музея Питер Эрнст 32 года трудился в русском отделе ЦРУ). «Профессионалы с обеих сторон всегда найдут общий язык, — ответил он, — а идеология уже потеряла остроту».

И все-таки все эти очки с цианистым калием в дужках (поймали — надкуси), передатчики в каблуках и галерея уменьшающихся с годами в размерах «жучков» нагоняют такую паранойю, что в магазине сувениров, где продаются часы с фотокамерой и прочие шпионские игрушки, как-то не хочется расплачиваться карточкой. Только наличными. Чтобы не оставлять лишних следов.

www.spymuseum.org