Фильм "Прислуга": Хозяйке на заметку

«Прислугу» (The Help) Тейта Тейлора у нас наверняка встретят дежурными насмешками насчет американской политкорректности. Между тем претендующая на четыре «Оскара» история про борьбу за права цветных и женщин в 1960-х заслуживает внимания
wdsspr.ru

В экранизации свежего (2009 г.) романа-бестселлера Кэтрин Стокетт очень верно выбрана интонация. Мелодрама и гражданский пафос умело смикшированы комизмом. На удивление деликатным, если принять во внимание, что «Прислуга» не боится сортирного юмора.

Катализатором социального напряжения становится инициатива одной из героинь обязать сограждан строить в домах отдельные туалеты для чернокожей прислуги. Сюжет разворачивается в начале 1960-х в городе Джексон, столице штата Миссисипи. На экране – кукольные дома с идиллическими лужайками, весело залитыми щедрым южным солнцем. На одной из таких лужаек куклуксклановец застрелил чернокожего, но это за кадром и ближе к финалу. Горячие новости почти не доносятся до персонажей «Прислуги»: их жизнь проходит на кухнях и в детских. У джексонских домохозяек мода на деторождение, и только прогрессивная героиня Эммы Стоун не хочет замуж, а мечтает о литературной карьере, которую и начинает в местном журнале, где ей предлагают рубрику о домоводстве. Обратившись за советами к служанке школьной подруги, она находит тему для книги. Это невыдуманные истории, рассказанные прислугой. Чернокожие женщины считают затею опасной, но постепенно входят во вкус.

Сюжет о том, как важно перестать бояться и начать говорить, – одновременно универсальный и очень американский. Периодическое возвращение к нему – род практикуемой Голливудом социальной гигиены. А то, что право ходить в один туалет давно завоевано, вовсе не лишает «Прислугу» смысла. Кулаками можно уже не махать, и это фильму только на пользу. Отсутствие необходимости кому-то что-то решительно доказать позволяет режиссеру спокойно выбирать тональность в диапазоне от уютной мелодрамы до саркастической комедии, а художникам по костюмам и интерьерам – изящно иронизировать над стилистикой 1960-х.

Актрисы (Виола Дэвис, Эмма Стоун, Брайс Даллас Ховард, Октавия Спенсер, Джессика Честейн, Сисси Спейсек) включаются в эту игру с таким удовольствием и озорством, что даже хронометраж в два с половиной часа не кажется избыточным, а хеппи-энд – чрезмерно лучезарным. То есть, конечно, можно было бы и покороче, но пара бенефисных выходок Сисси Спейсек компенсирует и длинноты, и даже сюжет в духе «за все хорошее против всего плохого».