Статья опубликована в № 3065 от 22.03.2012 под заголовком: Овцы целы

Фильм «Голодные игры»: Насильем мил не будешь

В «Голодных играх» (The Hunger Games) режиссер Гэри Росс сумел удержать историю о реалити-шоу на выживание в диетических рамках и при этом сделать неглупое кино
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Вольга

Сюжет бестселлера Сьюзен Коллинз, которому аккуратно следует экранизация, конечно, взят на фабрике готовых сюжетов. Антиутопия для подростков. Тоталитарное будущее, в котором богатая столица окружена все более нищими по мере удаления от центра округами (главные герои, разумеется, живут в последнем, двенадцатом). Ежегодная игра на выживание, для которой от каждого округа по жребию выбирают мальчика и девочку от 12 до 18 лет. Вся страна перед телевизором с замиранием сердца следит за лирической линией, проведенной между героями в условиях, когда выжить должен только один.

Самым бескомпромиссным образцом жанра была «Королевская битва» (2000) Киндзи Фукасаку, в которой на взаимное истребление отправляли целый школьный класс, 42 человека: мальчиков в белых рубашках и девочек в юбочках, над которыми рыдают фетишисты. Но американская публика японский фильм не видела: для широкого проката в нем было слишком много крови и черного юмора. В голливудских «Голодных играх» все гораздо мягче. Циничных шуток нет, крови – несколько пятен.

Характерно, что главная героиня (восходящая звезда Дженнифер Лоуренс), стреляющая из лука как олимпийская чемпионка, выбирает целью если не яблочко, то вишенку. Участвовать в игре она вызвалась добровольно, взамен младшей сестры. Это тоже поднимает ее популярность в глазах публики, и не только из родного квартала.

В этом принципиальное отличие «Королевской битвы» и «Голодных игр»: первая была скорее про человеческую природу, вторые – про то, как устроено шоу.

При этом шоу отсрочено, игра начинается ближе к середине фильма. А первая часть отдана не столько объяснениям правил жизни в антиутопии, сколько знакомству конкурсантов-смертников с аудиторией. Важно и то, что самым полезным наставником героини оказывается не вечно нетрезвый специалист по выживанию в экстремальных условиях (Вуди Харрельсон), а стилист (Ленни Кравиц). Героиня смела, благородна и метко стреляет; этого мало: надо научиться нравиться. Хочешь жить – умей вертеться в красном платье. И усвой законы жанра. Публика жестока, но чувствительна. Ей хотелось бы видеть на экране не только кровь, но и любовь. И героиня решает публике подыграть.

Этот ход делает самым содержательным в «Голодных играх» все внешнее. Оправдывает экстравагантный дизайн, который режиссеру Гэри Россу явно интереснее, чем приключения в лесу. Если в первой части его фантазию не сковывает почти ничего, то во второй она оказывается в тисках цензурных ограничений. То есть Гэри Росс может ярко одеть персонажей, но не может их так же ярко убить, потому что тогда детей не пустят в кинотеатры. В результате с середины, когда все начинают бегать по зарослям в униформе цвета хаки, фильм теряет главное достоинство – визуальную изобретательность. Действие провисает. И хочется поскорее вернуть героев из леса в телестудию, где у них возьмет интервью Стэнли Туччи в фиолетовом парике.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more