Статья опубликована в № 3065 от 22.03.2012 под заголовком: Овцы целы

Фильм «Голодные игры»: Насильем мил не будешь

В «Голодных играх» (The Hunger Games) режиссер Гэри Росс сумел удержать историю о реалити-шоу на выживание в диетических рамках и при этом сделать неглупое кино
Вольга

Сюжет бестселлера Сьюзен Коллинз, которому аккуратно следует экранизация, конечно, взят на фабрике готовых сюжетов. Антиутопия для подростков. Тоталитарное будущее, в котором богатая столица окружена все более нищими по мере удаления от центра округами (главные герои, разумеется, живут в последнем, двенадцатом). Ежегодная игра на выживание, для которой от каждого округа по жребию выбирают мальчика и девочку от 12 до 18 лет. Вся страна перед телевизором с замиранием сердца следит за лирической линией, проведенной между героями в условиях, когда выжить должен только один.

Самым бескомпромиссным образцом жанра была «Королевская битва» (2000) Киндзи Фукасаку, в которой на взаимное истребление отправляли целый школьный класс, 42 человека: мальчиков в белых рубашках и девочек в юбочках, над которыми рыдают фетишисты. Но американская публика японский фильм не видела: для широкого проката в нем было слишком много крови и черного юмора. В голливудских «Голодных играх» все гораздо мягче. Циничных шуток нет, крови – несколько пятен.

Характерно, что главная героиня (восходящая звезда Дженнифер Лоуренс), стреляющая из лука как олимпийская чемпионка, выбирает целью если не яблочко, то вишенку. Участвовать в игре она вызвалась добровольно, взамен младшей сестры. Это тоже поднимает ее популярность в глазах публики, и не только из родного квартала.

В этом принципиальное отличие «Королевской битвы» и «Голодных игр»: первая была скорее про человеческую природу, вторые – про то, как устроено шоу.

При этом шоу отсрочено, игра начинается ближе к середине фильма. А первая часть отдана не столько объяснениям правил жизни в антиутопии, сколько знакомству конкурсантов-смертников с аудиторией. Важно и то, что самым полезным наставником героини оказывается не вечно нетрезвый специалист по выживанию в экстремальных условиях (Вуди Харрельсон), а стилист (Ленни Кравиц). Героиня смела, благородна и метко стреляет; этого мало: надо научиться нравиться. Хочешь жить – умей вертеться в красном платье. И усвой законы жанра. Публика жестока, но чувствительна. Ей хотелось бы видеть на экране не только кровь, но и любовь. И героиня решает публике подыграть.

Этот ход делает самым содержательным в «Голодных играх» все внешнее. Оправдывает экстравагантный дизайн, который режиссеру Гэри Россу явно интереснее, чем приключения в лесу. Если в первой части его фантазию не сковывает почти ничего, то во второй она оказывается в тисках цензурных ограничений. То есть Гэри Росс может ярко одеть персонажей, но не может их так же ярко убить, потому что тогда детей не пустят в кинотеатры. В результате с середины, когда все начинают бегать по зарослям в униформе цвета хаки, фильм теряет главное достоинство – визуальную изобретательность. Действие провисает. И хочется поскорее вернуть героев из леса в телестудию, где у них возьмет интервью Стэнли Туччи в фиолетовом парике.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать