История ювелирной линии Dior

Дизайнер Виктуар де Кастеллан о своих ноу-хау: она первой стала использовать полудрагоценные камни наряду с драгоценными, наносить бриллианты лазером, а золото покрывать лаком

В нью-йоркском издательстве Rizzoli вышла книга историка ювелирного искусства и геммолога Мишель Эзе. В ней представлена полная ретроспектива ювелирной линии Dior дизайнера Виктуар де Кастеллан.

В первой же коллекции, появившейся в конце 1990-х, де Кастеллан использовала полудрагоценные камни наряду с драгоценными. «Критики отнеслись к этой коллекции как к летающей тарелке, — признается Виктуар де Кастеллан в своем предисловии, — а сегодня никто и глазом не моргнет, увидев опалы рядом с бриллиантами». Есть у дизайнера и другие ноу-хау: прием la Poudre de Cendrillon (золушкина пыль), когда мелкие бриллианты наносятся лазером на поверхность других драгоценных камней, или использование лака для окрашивания золота в разные цвета. «Мастера без колебаний пошли за мной, — рассказала Виктуар де Кастеллан “Пятнице”. — Они были рады работать над чем-то совсем новым». В предисловии приведены и небезынтересные факты биографии де Кастеллан. Например, в 12 лет она расплавила медальоны, которые ей подарили на крещение, чтобы сделать из них кольца. В 17 лет до упаду танцевала в парижских ночных клубах — в балетных пачках, корсетах, крупных украшениях и на 12-сантиметровых шпильках.

Отдельные главы посвящены рабочему процессу. В офисе Виктуар де Кастеллан собраны конфеты, бабочки, пластиковые суши, фигурки диснеевских персонажей, ковбойские сапоги. Герои мультфильмов, принцессы, волшебные животные, карнавал в Рио, разноцветные пирожные — вот лишь некоторые элементы пазла, из которых де Кастеллан собирает украшения. «Сначала украшение появляется у меня в голове — здорово было бы уметь сканировать мысли. Но раз это невозможно, я пользуюсь самоклеющимися бумажками, на которые записываю все, даже самые мимолетные идеи. Студия готовит гуашевые эскизы, затем начинается работа с ателье, чтобы полученное украшение полностью совпадало с первоначальной идеей. В целом создание коллекции занимает от года до двух», — говорит Виктуар.

Много внимания в книге уделено переосмыслению наследия Dior в творчестве де Кастеллан. Кружево, банты, перья и корсеты вдохновили ее на ожерелье Premier Bal или колье-ленты Nuit Blanche. Роза — любимый цветок Диора, напоминавший ему о матери, — главная тема коллекций Précieuses Roses или Rose Dior Bagatelle. Целая глава посвящена эксцентричным украшениям вроде кольца Oiseau (из желтого золота, бриллиантов, розовых, желтых и синих сапфиров, аметистов, с большим аквамарином в центре) или кольца Gracieuse (из желтого золота, бриллиантов, оранжевых, желтых и синих сапфиров, турмалинов, цаворитов и изумрудов). Эти изделия отражают беспечное отношение самого Кристиана Диора к роскоши: ведь он расходовал десятки метров ткани на одно платье в то время, когда еще не отменили продовольственные карточки.

Книга проиллюстрирована работами графика моды Рене Грюо (1909-2004), фотографиями рекламных кампаний, дополнена выдержками из произведений литературы, например, из поэмы «Видение розы» Теофиля Готье или эссе Шарля Бодлера «Художник современной жизни», а также высказываниями самого Кристиана Диора.

Dior Joaillerie, Мишель Эзе (предисловие Виктуар де Кастеллан). Нью Йорк, Rizzoli. 2012

Анна Волохова, специальный корреспондент «Пятницы» в Париже