Фильм "Рейд": Влезай – убьём

Фильм «Рейд» (Serbuan maut), снятый британцем Гаретом Эвансом в Индонезии, доказывает, что, если очистить боевик до костей, получится практически слэпстик – комедия потасовок, характерный жанр раннего кинематографа, многим обязанный цирку

Сюжет «Рейда» целиком описывается названием: все действие замкнуто в обшарпанной индонезийской многоэтажке, превращенной наркобароном в утыканную видеокамерами неприступную крепость-лабораторию, где килограммами фасуют героин. Сначала спецназовцы пытаются зачистить строение от наркоторговцев, потом обитатели дома зачищают его от спецназа.

В первые сорок минут Гарет Эванс успевает расстрелять все патроны и поиграть с фильмом ужасов (густые тени, разруха, коварная электропроводка и общая клаустрофобическая атмосфера). Потом берется, очевидно, за любимое: многофигурный, хореографически выверенный мордобой.

Драматургические подпорки действия настолько хлипки, что хочется выбить их из-под ног у персонажей совсем. Вполне достаточно того, что одни в полицейском обмундировании и с резиновыми дубинками, а другие в майках-алкоголичках и с бейсбольными битами.

Немного странно, когда они пытаются разговаривать: в сущности, «Рейд» – немое кино. В нем нет действующих лиц, а есть лишь тела, действующие с чрезвычайным проворством. Даже некоторые крупные планы словно бы заимствованы из арсенала ранней комической: злодей с мачете вращает выпученными глазами так, будто только что гонялся за ловким Чарли Чаплином, а не порубил двадцать пять человек в капусту.

Хотя одна реплика из «Рейда» определенно заслуживает того, чтобы быть произнесенной. Телохранитель криминального босса, оказавшись один на один с командиром спецназа, откладывает пистолет со словами: «Не люблю эти штуки, гораздо приятнее убивать руками».

Надо ли уточнять, что это единственная за весь фильм внятно выраженная мотивация. Она исчерпывающим образом объясняет и оправдывает поведение персонажа. А когда Гарет Эванс для порядка приделывает некоторым участникам потасовки моральные принципы или родственные чувства – это, конечно, совершенно ни к чему. При такой самодостаточной боевой хореографии какая нам разница, что вот этот винтик приходится братом этому шпунтику? Другое дело, когда персонаж честно признается, что не любит стрелять в людей, а любит откручивать им головы.

Особенно впечатляет, что этот кровожадный человек – очень маленького роста и щуплого сложения. Поэтому все боевые сцены с его участием напоминают эпизод из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль», в котором рыцари Круглого стола сражались с бешеным кроликом. В конце концов, должно же быть в этом индонезийском боевике что-то истинно британское.