Гельману, Салаховой и Селиной надоело быть галеристами

На «Винзаводе» прошла встреча, объявленная дискуссией, «Галерейный бизнес. Вчера, сегодня, завтра». На ней Марат Гельман, Елена Селина и Айдан Салахова объяснили, как трудно быть галеристом, особенно двадцать лет
С.Портер/ Ведомости

Растиражированная журналистами новость о закрытии трех ведущих и старейших московских галерей современного искусства – Марата Гельмана, «Айдан» и XL – оказалась преждевременной и неточной. И даже новостью не была: и далеким от искусства людям понятно, что затянувшийся экономический кризис продажам искусства не способствует.

В профессиональном же сообществе давно было замечено, что Айдан Салахова успешнее как художник, чем как галерист, интересы политизированного Марата Гельмана давно переместились из столицы к муниципальным бюджетам других городов, а Елена Селина размышляет над феноменом «профессионального выгорания». Что и понятно – заниматься одним и тем же двадцать лет трудно, тем более частным предпринимательством в нашей стране, а в сфере культуры – почти невозможно.

О закрытии своего дела поговаривали и другие известные галеристы – негромко, чтобы не повредить делу, – но никто пока не сдался. Только Гельман и Айдан – Селина галерею XL не закрывает, но актуализирует деятельность некоммерческой организации XL Projects, что должно позволить ей получать помощь от государственных учреждений и частных спонсоров. Гельман создает продюсерскую компанию – некоммерческую! – «Культурный альянс», которая должна сблизить творческих людей провинции и столиц. Салахова обещает преобразовать галерею в студию (на прежнем месте) в духе «Фабрики» Энди Уорхола, т. е. в высокотусовочное и глубокотворческое место.

Обсуждение заявлений трех экс-галеристов, которые уже были опубликованы в интернете, нельзя назвать бурным. Большинство выступавших говорили об одном и том же – необходимости государственной поддержки современного искусства. Такая поддержка, кто бы спорил, необходима, но надеяться на нее бессмысленно.

Уход из чистого арт-бизнеса (такого чистого, как он у нас сложился) самых деятельных, амбициозных, смелых и вовлеченных в создание нового искусства людей как раз и должен способствовать развитию этого искусства и его продвижению.

Государственные и муниципальные учреждения культуры остро нуждаются в новых идеях и формах, в тех, кто может их генерировать. Современное народное творчество (уличные флешмобы, например) ближе к актуальному искусству, чем к традиционному, и запросу масс надо соответствовать. Гельману, Салаховой и Селиной в частном секторе просто тесно, на госслужбу они вряд ли пойдут – к свободе привыкли. Но эти трое должны обустраивать отечественное культурное пространство, у них это получится.