65-й Каннский фестиваль: киномода на год вперед

Что покажут в Каннах Дэвид Кроненберг, Михаэль Ханеке, Леос Каракс и кто из звезд 16 мая пройдется по красной дорожке
Design © Bronx (Paris). DR. Photo © Bettmann/ Corbis

Каннский кинофестиваль, который пройдет с 16 по 27 мая, встретит посетителей не слишком оригинально – плакатом с физиономией Мэрилин Монро. В официальном релизе по этому поводу говорится: «Даже через 50 лет после смерти Мэрилин остается одной из главных фигур мирового кино, она – вечное и современное воплощение грации, тайны и соблазна». Выбрав Монро символом 65-го фестиваля, организаторы, видимо, хотели подчеркнуть, что кинематограф тоже был и остается универсальным объектом желания. Поэтому сюда съезжаются десятки тысяч синефилов со всего мира, хотя билетов не купить и за тысячу евро, а все показы предназначены для аккредитованных профессионалов. Поэтому сюда отбираются самые яркие фильмы, которые задают моду на год вперед. Например, в прошлом году это был «Артист» Мишеля Хазанавичуса – врученная ему малая актерская «Золотая пальма» стала первым шагом на пути к «Оскару». В напоминание об этом каннская дирекция пригласила в качестве хозяйки церемонии открытия Беренис Бежо, исполнившую там одну из главных ролей.

Она – первая среди равных, но далеко не единственная звезда, которую ждут на знаменитой лестнице Дворца фестивалей. Тут появятся Брэд Питт и Риз Уизерспун, Мэттью Макконахи и Николь Кидман, а также герои «Сумерек» Роберт Пэттинсон и Кристен Стюарт, сыгравшие в двух разных фильмах и радикально сменившие амплуа. Не будет нехватки и в европейцах – Изабель Юппер и Жерар Депардье, Тильда Суинтон и Марион Котияр. Но главные звезды здесь – все-таки режиссеры. В нынешнем конкурсе Канн признанные классики столкнутся с мастерами, которым еще предстоит вернуть щедрые авансы, выданные им критиками.

В бой на равных с остальными вступает, например, такой тяжеловес, как Ален Рене – между прочим, у прародителя «Новой волны» до сих пор нет каннского «золота», а его фантазия на тему «Эвридики» Жана Ануя носит многообещающее название «Вы еще ничего не видели». Михаэль Ханеке и Кен Лоуч получали свои заслуженные «Пальмы» уже после 2000-го, сравнительно недавно, а основоположник нового иранского кино Аббас Киаростами, тоже обладатель высшего каннского трофея («Вкус вишни»), в последние годы ударился в эксперименты – свой новый фильм «Как будто влюблен» он снимал в Японии.

Но в прошлом году Канны уже чествовали немолодого гения, так что с высокой вероятностью на сей раз маятник качнется в иную сторону – разумеется, если на то будет воля президента жюри Нанни Моретти.

У румына Кристиана Мунджиу и выступающего вне конкурса тайца Апичатпонга Вирасетакула уже есть по «Пальме», но остаются другие – и француз Жак Одиар, неожиданно обратившийся после тюремной саги («Пророк») к мелодраме, и итальянец Маттео Гарроне («Гоморра»), продолжающий бичевать пороки общества в картине о телевидении «Реалити», и склонные к стилизованным криминальным жанрам австралийцы Джон Хиллкоут и Эндрю Доминик, и модные американские «независимые» Ли Дэниелс и Джефф Николс. Даже на этом фоне выделяется таинственный мексиканец Карлос Рейгадас, на картину которого Post Tenebras Lux возлагаются особые надежды – возможно, именно потому, что о ней пока решительно ничего не известно.

«Пятница» составила свой список самых ожидаемых каннских премьер.

«Королевство полной луны» (США), режиссер Уэс Андерсон

Уэс Андерсон в конкурсе участвует впервые. Несмотря на это, именно ему доверена честь открывать фестиваль. Вокруг творчества этого 43-летнего режиссера, которого в России в прокат почти не выпускали (выходил только «Поезд на Дарджилинг»), существует своеобразный культ. Он – икона хипстеров, автор концептуально легкомысленных трагикомедий, где «мысль семейная» позволяет свести на едином поле разноплановых знаменитостей – друзей, участников одной тусовки. В эту шумную компанию входят Джейсон Шварцман и Билл Мюррей, Бен Стиллер и Оуэн Уилсон, а периодически к ним присоединяются другие звезды. В «Королевстве полной луны» это Эдвард Нортон и Брюс Уиллис, Харви Кейтель и Тильда Суинтон. Сюжет картины крутится вокруг поисков двух влюбленных подростков, сбежавших из дома в 1960-х годах. Соавтором сценария стал давний товарищ Андерсона – Роман Коппола, сын Фрэнсиса Форда Копполы.

«Космополис» (Франция – Канада – Португалия – Италия), режиссер Дэвид Кроненберг

69-летний канадец знаменит парадоксальными фильмами, в которых находится место хоррору и лирике, трэшу и интеллектуальной деконструкции общепринятых мифов. Спокойная классическая драматургия его последнего фильма – «Опасный метод» – позволила критикам говорить об усталости стареющего мэтра. Но он, судя по всему, готов опровергнуть этот тезис. В «Космополисе» режиссер идет след в след за молодым миллиардером, пересекающим современный Манхэттен и теряющим в течение считаных часов весь свой капитал и жизнь. Главную роль сыграл Роберт Пэттинсон, не оставляющий надежд вырваться за пределы навязчивого слащавого романтического амплуа, а компанию ему составили Жюльетт Бинош и Пол Джиаматти.

«Любовь» (Австрия – Франция – Германия), режиссер Михаэль Ханеке

После абсолютного каннского триумфа «Белой ленты» невозмутимый австриец возвращается на Круазетт с очередной беспощадной притчей. Ханеке давно интересует феномен старости и взаимоотношений поколений. В «Пианистке» он подарил беспрецедентно мощную роль ныне покойной Анни Жирардо, а в «Любви» выводит на авансцену великого Жан-Луи Трентиньяна (последней его значимой работой были «Три цвета. Красный» Кшиштофа Кеслевского в 1994-м) и прекрасную Эмманюэль Рива, главную героиню легендарной картины Алена Рене «Хиросима, моя любовь». Они играют супружескую пару, пожилых учителей музыки, а в роли их дочери выступает любимица Ханеке Изабель Юппер. Каннские отборщики обожают рифмы: Юппер появится еще и в фильме корейского конкурсанта Хон Сан Су «В другой стране».

Holy Motors (Франция), режиссер Леос Каракс

Провозглашенный в 1980-х главной надеждой французского кино, к началу XXI века Каракс превратился в социопата и маргинала. После блистательно-мизантропической юморески «Дерьмо» из киноальманаха «Токио!» никто не ждал, что автор «Дурной крови» вернется к режиссуре – но он сделал это. В первом за 13 лет полнометражном фильме Каракс вновь обратился к своему привычному альтер эго, артисту Дени Лавану. Загадочный синопсис их новой совместной работы позволяет предположить, что отвратительный и обаятельный монстр из «Дерьма» вновь покажется из канализации и выйдет на экран. Его партнершами по фильму станут Ева Мендес и Кайли Миноуг. Кроме них в Holy Motors сыграл ветеран Мишель Пикколи.

«В тумане» (Россия – Германия), режиссер Сергей Лозница

Российский документалист, давно живущий в Европе, возвращается в Канны после того, как два года назад его игровой дебют «Счастье мое» был благожелательно принят мировой прессой. Тогда фильм остался без наград – и тем выше теперешние шансы Лозницы попасть в призовой расклад. Затрагивая неизменно болезненную тему морального выбора и губительного компромисса, режиссер вновь возвращается к теме Великой Отечественной войны. Основой для сценария стала одноименная повесть Василя Быкова – история двух партизан, идущих в деревню, чтобы покарать старосту-коллаборациониста. Между прочим, единственным отечественным фильмом, когда-либо получавшим «Золотую пальмовую ветвь», остается «Летят журавли» Михаила Калатозова: Европа всегда восхищалась тем, какое кино о войне снимают россияне. Возможно, это привлечет к работе Лозницы дополнительный интерес.