Выставка "Координаты поколения/LVXXV": Пивоварова, Шелковского и Штейнберга объединили по возрасту

В Государственном центре современного искусства открыта выставка трех художников – классиков советского неофициального искусства – к их 75-летию. Ни одна из показанных работ не принадлежит прошлому, все современны, с энергией
М.Стулов/ Ведомости

Без Виктора Пивоварова, Игоря Шелковского и Эдуарда Штейнберга история искусства русского ХХ века не напишется, ну если только очень-очень краткая.

Каждого из участников выставки «Координаты поколения/LXXV» привычно называют нонконформистом, неофициальным советским художником, хотя они вместе с нами давно живут и работают в мире, где нет государства СССР с его странными на сегодняшний взгляд системами признания и отторжения людей искусства, противопоставлением официоза и андеграунда.

Если не знать прошлого и творчества трех художников-юбиляров, то можно принять «Координаты поколения/LXXV» за выставку классиков современного европейского модернизма (или неомодернизма). Несмотря на то что альбом «Шаги механика» Пивоварова – хрестоматийный образец московского концептуализма, геометрические композиции Штейнберга с кладбищенскими крестами – о русской деревне, а скульптура Игоря Шелковского наследует традиции русского конструктивизма. И не потому, что все три художника давно европейские жители.

Выбирая когда-то, в далекие времена в исчезнувшей стране, свой художнический путь, обретая личный стиль и понимание собственных задач в искусстве, Пивоваров, Шелковский и Штейнберг вошли в общее со всем миром направление движения. Оставаясь при этом людьми русской культуры. И на выставке в ГЦСИ, небольшим количеством работ представляющей каждого 75-летнего, это видно так же отчетливо, как заметно влияние, оказанное именно этими художниками на отечественное искусство.

Классиками русского современного искусства, видимо, и надо их теперь называть. На практике отечественное современное искусство никак не желает расставаться с пластическими качествами и сильными эмоциями. Как ни призывают к разрыву со старомодным формализмом и позорной чувствительностью его теоретики.

Получается, что юбилейная выставка, объединившая участников по формальному поводу и коротко их представившая (а у всех были большие персоналки в музеях и галереях), дала возможность взглянуть на известных и почитаемых с других, не популярных позиций.

Леонид Бажанов, художественный руководитель ГЦСИ, сделал выставку тонко, с безупречным вкусом и деликатностью, с любовью и уважением к трем старшим своим товарищам, оказавшим на него важное влияние.

Бажанов редко делает выставки, давно не пишет статей, практически не участвует в публичных полемиках о современном искусстве. Молодые активисты могут и не знать, насколько хорошо он понимает процессы, происходящие в художественном мире, как чуток к переменам в нем. Очень жаль: спокойных, мудрых, не ангажированных модой и независимых от мнения сообщества людей в нашем арт-мире отчаянно не хватает.