Боевик «Напролом»: Зови меня Снежок

Боевик «Напролом» (Lockout) с Гаем Пирсом в главной роли – в буквальном смысле самая громкая премьера недели: в ней больше всего взрывов и стрельбы
outnow.ch

Автомобильные метафоры в кинокритике почти такой же дурной тон, как метафоры кулинарные, и все-таки удержаться трудно. «Напролом» больше всего напоминает изделия китайского автопрома, срисованные с конкретных «тойот» и «мазд», но так криво срисованные, что не знаешь, чему поражаться больше – воровству или бестолковости.

«Продюсер и автор оригинальной идеи – Люк Бессон», – свистят выходные данные фильма. Хотя через пять минут после начала кристально ясно: автор оригинальной идеи – Джон Карпентер. Эту идею он использовал как минимум дважды: в «Побеге из Нью-Йорка» (1981) и «Побеге из Лос-Анджелеса» (1996). Есть еще «Побег из Нью-Джерси» (2010), но он уже не настолько хрестоматийный. В общем, хорошая идея, много лет работает. Напомню суть.

Во-первых, есть плохое, очень опасное место (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, космическая тюрьма), куда свезли всех самых оголтелых уголовников, обнесли стеной с колючей проволокой в пятьдесят рядов и на всякий случай поставили под прицел гиперболоидов, ракет средней дальности и разрезалок пополам.

Во-вторых, либо сам президент, либо его дочь обязательно в это место попадают, что делает невозможным простое решение проблемы с помощью ядреной бомбы.

В-третьих, есть плохой, очень опасный человек, крутой парень, одиночка и циник. Он мог бы спасти президента, его дочь и собачку, но плевать хотел на них и на все остальное. Существует лишь один способ заставить его сделать дело государственной важности: вогнать в вену радиоактивную пилюлю. Вернешься – вынем.

У Карпентера его зовут Снейк (Змей). У Бессона – Сноу (Снег). У Снейка один глаз, у Сноу два. Снейка играет Курт Рассел, Сноу – Гай Пирс.

Сюжетные отличия минимальны, идейные (и соответственно, стилистические) – колоссальны. У Карпентера кино дешевое и дикое, варварское, анархическое. А у подопечных Бессона (режиссеры и авторы сценария – Джеймс Мэзер и Стивен Сент-Леджер) – тоже дешевое, но имитационное и конформистское.

Уголовники у них как зомби, тупые и мертвые. Спецэффекты и антураж космической тюрьмы поминутно напоминают о том, что нарисованы на компьютере в условиях сильной экономии не только бюджетных, но и интеллектуальных средств. А герой Гая Пирса всего лишь профессионал из спецслужб, которого подставили. В душе он парень вообще-то нормальный. Не то что идейный социопат, который в ответ на официальное обращение говорил: «Зови меня Змей», а в финале «Побега из Л. А.» вырубал электричество во всем мире и с удовольствием озарял вселенский мрак огоньком сигареты. Сноу покладистей и поддается приручению. Для вида, конечно, поогрызается, но потом прибежит как миленький.

Снежок, к ноге!