Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3104 от 18.05.2012 под заголовком: Пионеры вперед

Каннский фестиваль - 2012: Пионеры вперед

«Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom) Уэса Андерсона идеально подошло для открытия: в фильме много звезд и много искусства, приятного во всех отношениях
outnow.ch

Предыдущие два года фестиваль тоже открывался американским фильмом, но Ридли Скотт в 2010 г. и Вуди Аллен в 2011-м выступали вне конкурса, а Уэс Андерсон – участник соревнований и каннский дебютант (хотя у него – после «Академии Рашмор» и «Семейки Тененбаум» – почти культовый статус).

Картины Уэса Андерсона любят за мягкую, слегка абсурдистскую иронию, принципиальный инфантилизм и дизайнерскую выверенность каждого кадра. «Королевство полной луны» полюбят за то же самое. А тем, кто не полюбит, скажут, что у них нет сердца, вкуса и чувства юмора. Время действия – 1965 год, место – скаутский лагерь на острове в Новой Англии, герои – в коротких штанишках. Сюжет – целомудренная любовь 12-летних мальчика и девочки, их побег от родителей и воспитателей и сопутствующая кутерьма: ищут пожарные, ищет милиция, а пионеры играют в «Зарницу». Все это вправлено в изящную музыкальную рамку из сочинений Бриттена: фильм начинается с чтения его хрестоматийного «Путеводителя по оркестру для самых маленьких», а хор мальчиков репетирует оперу «Ноев ковчег», что весьма предусмотрительно, потому что история поиска влюбленных беглецов закончится потопом.

Брюс Уиллис играет грустного шерифа, Эдвард Нортон – малахольного вожатого скаутов, Билл Мюррей и Фрэнсис Макдорманд – родителей героини, изучающих руководство по воспитанию трудного ребенка, Тильда Суинтон – шапокляк из социальной службы, которая воспитывает трудных детей электрошоком. Почти в конце появляется Харви Кейтел с усами, как у Папанова в «Бриллиантовой руке», – лишь затем, чтобы стать комической жертвой стихийного бедствия.

По дизайну «Королевство полной луны» похоже на мультфильм. Пейзажи за спинами героев выглядят нарисованными, интерьеры – кукольной декорацией в разрезе, а скаутский штаб на верхушке сосны напоминает о свойственном анимации веселом пренебрежении законами физики. То есть со вкусом, юмором и сердцем в «Королевстве полной луны» полный порядок. Это настолько безупречно-приятное кино, что его можно продавать в сувенирной лавке.

Два других фильма, уже показанных в конкурсе, кажутся подтверждением стереотипа, что в начале фестиваля дают выступить аутсайдерам. Египетская картина «После битвы» (After the Battle, режиссер Юсри Насралла) посвящена «арабской весне» и, хочется сказать языком советских учебников, «роли женщины в революции», но сделана настолько прямолинейно и неуклюже, что, кроме темы, обсуждать нечего. А «Ржавчина и кость» (De rouille et d’os) – самый слабый фильм Жака Одиара (получившего в 2009 г. каннский Гран-при за «Пророка»). Одиар и прежде был склонен к мелодраматизму, но история любви бывшего чемпиона по кикбоксингу и потерявшей ноги дрессировщицы касаток – это не ржавчина и кость, а мясо и мыло. С одной стороны, подпольные бои, выбитые зубы, неприглаженный быт и пристальное (на грани любования) внимание камеры к подробностям увечья героини Марион Котийяр. С другой – сюжетные повороты, как будто позаимствованные из дневного телесериала. Похоже, в этот раз Одиар не боец за каннские призы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more