Израильский филармонический оркестр в Москве: Радости в гостях у протокола

Официальный визит Израильского филармонического оркестра не сулил ничего, кроме банальностей. Однако Зубину Мете и его подопечным все-таки удалось наполнить дежурное празднование соками жизни
С.Портер/ Ведомости

Концерт был посвящен двадцатилетию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем и набит под завязку протоколом, конферансом и посторонними акциями, вплоть до анекдотических. Так, во втором отделении Зубин Мета на глазах у публики стал почетным членом Российской академии художеств: от имени Зураба Церетели и его коллег на дирижера были надеты лента, мантия и колпак. Ко всему на свете привыкший, Мета только пошутил, что обычно разделяет премии и звания со своими музыкантами, а тут не знает, что и делать, – он только попросил разрешения сходить за кулисы, чтобы снять священные одежды перед исполнением Седьмой симфонии Бетховена.

Жертвой многословия стали бисы. В начале концерта меломаны предвкушали удовольствие, слыша, как кларнетист Евгений Егудин разминается сольной темой из увертюры Вебера «Оберон», но в итоге увертюра так и не прозвучала: Зубин Мета, видя, как затягивается концерт, еще в антракте решил, что бисов не будет. Два сольных биса, впрочем, сыграл Денис Мацуев в конце первого отделения – Прелюдию Рахманинова соль диез минор и фантазию Григория Гинзбурга на тему из «Севильского цирюльника», блеснув удалью в россыпи пассажей.

Официальная афиша оригинальностью не блистала: увертюра «Эгмонт» и Седьмая симфония Бетховена, а между ними – Первый концерт Чайковского с Мацуевым-солистом. Но играли хорошо. Израильский филармонический – коллектив очень слаженный, о чем мы знаем еще по предыдущим гастролям, а Зубин Мета, руководящий им сорок четыре года, способен продирижировать всю музыку мира, не глядя в партитуру. Мацуев был в ударе, а за аккомпанемент ему беспокоиться не пришлось: Мета вел оркестр за молодым партнером как опытный игрок – гибко, смакуя диалог, поддавая жару и выкладывая очаровательные тонкости как на ладошке. Запомнился момент в первой части концерта, когда Мацуев после бурных арпеджий посадил смачный бас – у оркестра была пауза, но Мета все же подчеркнул этот бас жестом для общего удовольствия, словно ущипнув низкую струну (ведь начинал карьеру как контрабасист).

Способность получать удовольствие от музыки, которую играешь в стопиццотый раз, – видовая черта больших дирижеров. Израильский филармонический оркестр это удовольствие явно разделял. Седьмую симфонию Бетховена провели, словно гарцуя на толстых ногах, – но совсем не по-немецки, ни по штрихам, ни по звуку. Брали Бетховена звучно и жарко, удвоив валторны, – но с приятными тонкостями у солистов на деревянных. К концу вечера в Концертном зале Чайковского установилась атмосфера дружбы и общей радости – так что, можно сказать, и политически концерт удался, пострадал один Оберон.

Космополит, даром что индус, Зубин Мета вчера дирижирует в России за Италию (вспомним Дни итальянской культуры), сегодня за Израиль. В Италии пока нет, а в Израиле его сделали пожизненным дирижером – где такое видано? Но стабильность, видимо, ценят везде. Это когда-то оркестр создавали среди суровых кибуцев, веря лишь в прекрасное завтра. Теперь оркестр и народ его обрели. Наша страна и наш народ тоже. Золотая классика в здоровом организме – она нас и сближает.