Премия Benois de la Danse: Неполный отчет избранников

Фестиваль Benois de la Danse подвел итоги 2011 г. в области хореографии, объявив обладателей своего приза. Судя по гала-концерту номинантов и победителей, год выдался совсем не таким разнообразным, каким виделся из России, а сереньким и скромным
М.Логвинов

В этом году Benois de la Danse отмечает 20 лет с тех пор, как Юрий Григорович собственной властью впервые раздал статуэтки танцующей на зеркале пары, которые были сотворены по эскизу Игоря Устинова, потомка династии Бенуа. Вручение приза вновь, как и в 1992 г., прошло на исторической сцене Большого театра.

Награды раздали быстро и без проволочек. Впервые за 16 лет воскресла номинация «За лучшую композиторскую работу». О ней вспомнили по случаю того, что год был отмечен дебютами в балете Пола Маккартни, написавшего музыку к постановке Питера Мартинса в New York City Ballet, и Мишеля Леграна, ставшего сотрудником Джона Ноймайера. Но имя победителя в этой номинации волновало разве что любителей светской хроники: жюри конкурса составляют фигуры легендарные, но исключительно балетные, среди которых нет ни одного профессионального музыканта. Леграну вместе со статуэткой досталась и единственная овация нынешнего фестиваля. На церемонии прозвучало еще одно прославленное имя: хореограф Пьер Лакотт объявлен лауреатом в номинации «За жизнь в искусстве». По традиции эта награда вручается на следующий год после оглашения, поэтому на сцену выходил нидерландский хореограф и сценограф Тур ван Схайк.

Лучшими исполнителями признаны Алина Кожокару и Карстен Юнг, станцевавшие премьеру балета Леграна «Лилиом» в постановке Ноймайера в Гамбургском балете. Но румынская звезда в Москву приехать не смогла из-за большой занятости в American Ballet Theatre. Ее партнер отчитывался за награду в дуэте с Элен Буше, которая в Гамбурге танцевала во втором составе. Ни в коей мере не ставя под сомнение правомерность награждения обаятельнейшей крохи Кожокару, приходится сожалеть, что в список претенденток не попала и утонченная Буше, не только восхитительно владеющая ногами французской выучки, но и освоившая немецкую скрупулезность в передаче эмоций. Парижскую этуаль Матиаса Эймана, разделившего победу с Юнгом, удалось оценить лишь как элегантного молодого человека – за призом он приехал, но не танцевал из-за травмы. Среди хореографов лучшим признали американского классика модерна Лара Любовича за постановку «Вариаций кризиса», но в Москве артисты его компании представили фрагмент другого спектакля – «Луг», найти достоинства в котором довольно проблематично.

Нынешний, концертный формат вручения Benois ставит под сомнение его подлинные достижения. Мало кто из претендентов может вписать в короткий дуэт из спектакля все свои возможности. Лучше это удается тем, кто выступает в традиционных па-де-де. Фрагмент из «Лебединого озера» возвел в ранг королевы первого вечера приму Национального балета Нидерландов Анну Цыганкову – «черным» па-де-де практически исчерпывается роль Одиллии, и балерина сполна воспользовалась этим, разыграв спектакль женской обольстительности и особенно поразив необычно поставленными руками. Но Цыганкова в ряду номинанток не фигурировала, а для ее Принца Зигфрида, номинанта Мэтью Голдинга, это же па-де-де стало испытанием на благородство – которое этот искрометный Базиль с треском провалил. Не менее коварно обошлась «Жизель» с корейцами Ким Чжи Ен и Ли Дон Хуном. Их адажио выглядело образцом стилистической тонкости и рафинированной утонченности, которая превратилась в манерность в вариациях и коде.

Умение найти форму самопрезентации в любом концерте отличает мастеров от претендентов. С этой задачей справились во второй день Светлана Захарова и Андрей Меркурьев, представившие поздравление Benois от Большого театра – специально выученнный номер Эдварда Льянга «Отдаленные крики». По силе воздействия с ними могла соревноваться только 16-минутная одноактовка Пола Лайтфута и Соль Леон «С нежностью покидаю я тебя», доказавшая бесспорное лидерство этих хореографов в европейском балете.