Новая серия «Мадагаскара» на российских экранах

Третья – самая умная – серия мультфильма переносит главных героев в Европу, где они создают звериный аналог Cirque du Soleil
www.image.net

В мировой прокат третий «Мадагаскар» выходит сразу после громкой премьеры в Каннах. Разумеется, приглашение подобного фильма в официальную программу, хоть и вне конкурса, не столько признание его исключительных художественных достоинств, сколько дань вежливости в адрес Джеффри Катценберга, бессменного руководителя DreamWorks Animation и близкого друга каннского руководства: в разные годы на фестивале показывали «Шрэка», «Кунг-фу панду» и даже «Лесную братву». Однако есть и еще одно обстоятельство. «Мадагаскар-3» – мультфильм голливудский, но действие его перенесено в Европу, а стартует оно и вовсе на Лазурном Берегу, в двух шагах от Канн. Как ни странно, близость кинематографической Мекки сработала: этот «Мадагаскар» – самый осмысленный из трех, самый изобретательный и умный.

Виртуозно придуманная сцена нападения на казино в Монте-Карло смешно пародирует фильмы об агенте 007

Лев Алекс и его друзья – зебра Марти, жираф Мелман и гиппопотамиха Глория – не оставляют надежды вернуться из дальних стран в родной нью-йоркский зоопарк. И если первая часть была рассказом о домашних животных в диких условиях, а вторая – об обретении внутренней дикости на исторической родине, в Африке, то европейский вояж этого квартета – и в самом деле история возвращения домой. Дом, о котором идет речь, это не уютный Центральный парк, а впервые за годы странствий обретенное «я». Разобраться в нем наилучшим образом помогла пресловутая европейская мультикультурность.

Поначалу, впрочем, возникает ощущение дежавю. Лев плачет по дому, зебра шутит дурацкие шутки, пингвины строят самолет и куда-то улетают, король Джулиан вносит посильную неразбериху во все происходящее. Виртуозно придуманная сцена нападения на казино в Монте-Карло смешно пародирует фильмы об агенте 007 и прочих агентах, на сцену выходит французская садистка из спецслужбы по контролю за дикими животными (ее главная мечта – заполучить в свою коллекцию отрубленную голову царя зверей). Все бегают, стреляют, кричат и гоняют на тачках, как в фильмах из серии «Такси». По-настоящему «Мадагаскар» начинается со второй трети, когда беглецы вливаются в дружный коллектив бродячего цирка.

Цирк – даже не альтернатива, а антитеза зоопарку. Тут зрители пассивны, а хвостатые артисты самостоятельны и свободны, и у каждого будет возможность самовыразиться. С ужасом обнаружив, что современные цирки предпочитают вовсе обходиться без животных (а это факт), Алекс и прочие решают создать свою версию Cirque du Soleil, где вовсе не будет людей – одни только звери. Эта забавная эмансипация предполагает новую концепцию зрелища, согласно которой главное в искусстве – постоянное, неостановимое движение: в этом смысле «Мадагаскар-3» – еще и размышление о смысле и эстетике современной анимации. Соответственно, сама идея возвращения домой из-за этого постепенно теряет смысл, и чисто американская назидательность начинает наконец-то выветриваться из франшизы.

Цирк зверей посетит с гастролями Рим и Лондон, но до России так и не доедет. Будто для того, чтобы компенсировать это упущение, авторы «Мадагаскаров» Эрик Дарнелл, Том Макграт и Конрад Вернон вводят в труппу сразу двух русских – сурового тигра-мачо Виталия и безмолвную медведицу Соню, падающую жертвой роковых чар короля Джулиана. Возможно, это – благодарный поклон российской публике, по неизвестным причинам обожающей эту серию мультфильмов с самого начала и приносящей в их кассу невероятные суммы. Нет сомнений в том, что третий «Мадагаскар» тоже станет кассовым хитом. И это будет редкий случай, когда можно гордиться отечественным зрителем, выбравшим достойного фаворита. Традиционно можно пожалеть лишь о том, что голосов голливудских звезд мы в дублированной версии вновь не услышим, а ведь в «Мадагаскаре-3» к постоянным Бену Стиллеру, Крису Року и Саше Барону Коэну добавились такие прекрасные дамы, как Джессика Честейн и Фрэнсис Макдорманд.

С 7 июня в кинотеатрах города