Фильм "Белоснежка и охотник": Кто на свете всех глупее

«Белоснежка и охотник» (Snow White and the Huntsman) Руперта Сандерса – сказка о дорогих спецэффектах и глупом сценарии
outnow.ch

Лучше всего дизайнерам удались картины природы. Их две: мертвый лес и волшебный лес.

В первом темно, мрачно и слизисто, ветки хватают путников за руки, за ноги и пытаются задушить; ничего удивительного, обычный для гиблых мест набор CGI (computer-generated imagery – образы, созданные с помощью компьютера).

В волшебном лесу интереснее. Там из птиц, указавших Белоснежке дорогу, выходят маленькие человечки, посреди чащи стоит король-олень с дурацким деревом вместо рогов, а вдоль тропинок растут грибы с глазами (жаль, нет сцены «их едят, а они глядят»). Если заменить оленя на льва, этот лес украсил бы «Хроники Нарнии».

Шарлиз Терон в роли злой королевы-мачехи дизайнерам тоже удалась. Хотя сцену, в которой она распадается на сотню ворон, не назовешь оригинальной (как и все в этом фильме). С другой стороны, на кого ей еще распадаться? Не на лягушек же, это была бы комедия. А «Белоснежка и охотник» – произведение серьезное, в мрачном готическом духе. Недаром на роль Белоснежки позвали Кристен Стюарт, которая здесь точно такая же, как и в «Сумерках», поэтому американские критики жалуются, что она не из той эпохи. Сущая правда: по мертвому лесу не скованная предрассудками девушка бегает в штанах, которые предусмотрительно надела под юбку. Но не будем выступать в стиле «во времена Шекспира не было сигарет «Друг». Всякое было.

Тут ведь главное не штаны, а гнетущая атмосфера тирании и беззакония, от которых и леса гибнут, и гномы эмигрируют. Короля, скажем, коварная жена изводит не колдовством, а собственноручно режет в постели. А бунтовщикам впивается когтем в сердце (на московском пресс-показе, конечно, родилась шутка про сходство этого когтя с железным пальцем Н. С. Михалкова в «Утомленных солнцем – 2»).

Разумеется, в молодильных целях королева пьет кровь девственниц. А Белоснежку приберегает как деликатес. Не высасывает, а держит в тюрьме. Несчастная там хорошеет и набирается сил для побега. А когда сбегает, по следу пускают пьющего с горя охотника (Крис Хемсворт, сыгравший заглавную роль в «Торе»). Во-первых, только он умеет пройти через мертвый лес (хотя быстро выясняется, что и по мертвому, и по волшебному лесам преспокойно шастают стражники королевы во главе с ее братом). Во-вторых, охотник нужен для демократизации сюжета: одно дело наследнице престола целоваться с заморским принцем и совсем другое – с представителем народа, немытым и глуповатым (выражение «ой, куда я попал?» не сходит с лица Хемсворта). А Белоснежкин друг детства (Сэм Клафлин), смазливый и родовитый, нужен, видимо, для контраста. И еще он из лука метко стреляет – это будет полезно в финале. Там же понадобятся гномы – тоже жертвы CGI (спецэффектами на экране сплющили Боба Хоскинса и еще нескольких известных актеров).

Хотя придумывать, кто для чего там нужен, – занятие пустое. «Белоснежка и охотник» – типичное чудовище Франкенштейна, ходячий труп фильма, бестолково собранный из кусков других фильмов и обильно смазанный спецэффектами, чтобы не было заметно, как скрипят швы. Отдельной строки заслуживает волшебное зеркало: когда оно вытекает из рамы и превращается в человеческую фигуру из жидкого желтого металла, понимаешь, что вот так и выглядит глупость, отлитая из чистого золота.