Что смотреть на фестивале «Другой театр из Франции»

Штучные спектакли, которые мало где увидишь
Giorgio Pupella

Танец с роботом и опасен (артисты будто к нему приклеены), и упоителен – они летают по воздуху, как акробаты или космонавты в состоянии невесомости

Этот небольшой фестиваль, который пройдет уже в пятый раз, – один из самых обаятельных театральных проектов Москвы. Громкие имена в его афише редки, разве что знаменитый кукольник Филипп Жанти приезжал на «Другой театр из Франции» несколько лет назад. Обычно же это постановки небольших трупп, не поддающиеся четкому жанровому определению; штучная работа, которую мало где увидишь. «Пятница» рассказывает, что интересного покажут на сцене Театра наций в этот раз.

Скотч и ракушки

В программе нынешнего фестиваля два моноспектакля, которые придумали и сыграли женщины. Первый называется «Go!». Его автор и исполнитель Полина Борисова окончила петербургскую Театральную академию по специальности «художник-постановщик театра кукол», потом уехала стажироваться в ESNAM (Высшую французскую школу кукольных искусств) в Шарлевиль-Мезьер и в результате осталась во Франции. В «Go!» она надевает гротескную маску старухи, седой парик и бесформенную кофту, берет в руки скотч и начинает рассказывать историю одной долгой и не очень счастливой жизни. Рассказ творится при помощи клейкой ленты: быстрыми движениями актриса наклеивает на черную стену оконную раму или сидящую на подоконнике кошку, дверь или фигуру человека.

Второй моноспектакль – «Похвала бороде» Жанны Мордож – напомнит о выступлениях бродячих циркачей прошлого, когда частым пунктом программы была «бородатая женщина». У акробатки, танцовщицы и жонглера Мордож соответствующий грим – аккуратная бородка, – ее трюки в основном бесхитростны и кустарны, подобно номерам площадных артистов, и для их исполнения выбраны самые обыденные объекты. Например, автомобильная покрышка, с которой можно танцевать, ракушки, которые Жанна очень ловко собирает с пола пальцами ног и укладывает в стоящий на голове таз, или земля, которую она разбрасывает в стороны, чтобы в финале скрыться от публики в вырытой яме.

Диалог с машиной

«Компания 111» уже приезжала в Москву в 2008 году с «Планом Б», ироническим комментарием к эстетике шпионских фильмов. В новом спектакле «Беспредметно», как и в «Плане Б», снова действуют два безликих клерка в белых рубашках и черных галстуках – этакие агенты Джонсы из «Матрицы». Они вступают в диалог с машиной – огромным промышленным роботом, у которого есть одно, но мощное и подвижное щупальце. Кажется, что это рука, но иногда лампы на конце щупальца загораются – и возникает ощущение, будто на самом деле это голова на длинной шее медленно разглядывает зал. Танец с роботом и опасен (артисты будто к нему приклеены), и упоителен – они летают по воздуху, держась за щупальце, как акробаты или космонавты в состоянии невесомости. Визуально и технически изощренный спектакль Орельена Бори, кажется, транслирует простую мысль: машины становятся все человечнее, а люди все больше похожи на машины. Не случайно черный целлофан, под которым, как доисторическое чудище, скрывается робот, в какой-то момент оказывается намотан на головы артистов.

20-29 июня, Петровский пер., 3, тел. 629 37 39

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать