В финской Савонлинне появился русский фестиваль балета

В финском городе Савонлинна, знаменитом оперным фестивалем в замке, теперь ждут и балетоманов. Гала-концерт плюс мастер-класс – такую формулу предложили соседям петербуржцы: фестиваль Dance Open
М. Олич Savonlinna Ballet Days

Гала солистов ведущих российских и зарубежных театров соединили с неделей мастер-классов, на которые пригласили педагогов Вагановской академии. Это оказалось и возвращением к истокам (финский балет в начале ХХ в. основал выпускник петербургской школы Николай Ге), и стремлением заложить фундамент будущего – для участия в уроках было отобрано 33 студентки балетных школ из разных городов Финляндии. Они занимались вместе с десятью воспитанниками Вагановской академии, а в финале показали совместный концерт. Он – без скидок – был составлен из сложнейших классических номеров и стал не только испытанием для участников, но уроком для публики: у нее появилась возможность увидеть редкие старинные шедевры, понять, как рождается балерина, и сравнить уровень разных школ.

Финальный гала-концерт фестиваля представил, каким в идеале может быть результат обучения. Когда Анастасия Сташкевич танцует Pas de Diane из «Эсмеральды», Герман Корнехо – номер собственного сочинения Seizing the Light, Анастасия Колегова и Данила Корсунцев – па-де-де из «Лебединого озера», кажется, что может падать к нулю температура воздуха – это не отразится на исполнении, проверенном десятки, если не сотни раз. Для финской публики программу составляли преимущественно из хитов. Классические фрагменты «Талисмана», «Дон Кихота», «Эсмеральды», «Корсара», «Лебединого озера» разбавила советская хореография: победный Гопак из «Тараса Бульбы», романтичный «Призрачный бал», эстрадно броские «Золотой век» и «Анна Каренина» в исполнении солистов Большого и Мариинского театров, American Ballet Theatre, Бостонского балета, Театра балета Бориса Эйфмана.

Под таким натиском финская крепость сдалась без боя. Почти после каждого номера зрители не только привычно аплодировали, но и топали ногами – устрашающий грохот в Савонлинне означает не порицание, а высшую степень восторга. Бесшабашные полеты в двойных рыбках Анастасии Сташкевич в руки Михаила Лобухина в акробатическом Вальсе Мошковского свидетельствовали об олимпийском классе мастерства и будили воспоминания о великом дуэте Лепешинской и Гусева, для которых был поставлен этот номер. Когда Екатерина Осмолкина, словно ступая по воздуху, плела узоры в па-де-де из «Талисмана» и эта ровная вязь создавала иллюзию безусильности танца, а в дуэте с Максимом Зюзиным своим акварельным обаянием оживляла вальс Якобсона на музыку Штрауса, не было сомнений, что это выступления из разряда тех, что греют воспоминаниями балетоманскую душу всю жизнь. Не случайно среди публики обнаружилось немало отечественных балетоманов, для которых Савонлинна превращается в новое место притяжения на карте.