Как выглядит столица со второго этажа

По Москве ездят новые туристические автобусы
PhotoXpress

Двухэтажный красный автобус с надписью «Экскурсии по городу CitySightseeing» тормозит возле остановки общественного транспорта на Лубянке. Я подхожу к открывающейся двери.

– Вы к нам? – в вежливом недоумении высовывается из салона бородач в красной куртке и бейсболке.

Будто работает не в расписном красном автобусе, а например, в автозаке, куда по своей воле обычно не заходят.

– К вам, – я уверенно ставлю ногу на подножку.

– А вы кто? – доброжелательно улыбается бородач.

Тут уж я начинаю сомневаться: вдруг этот автобус не для всех.

– А какие есть варианты?

– Студенты, пенсионеры, дети, – перечисляет он.

– Человек, просто человек, – говорю.

– Ну, не просто, а очень приятный человек, – льстиво поправляет бородач и предлагает мне билет за 600 рублей, одноразовые наушники и плед на время экскурсии.

В конце августа по центру Москвы начали ездить три туристических автобуса, которые работают по международному принципу hop on – hop off: машина объезжает местные достопримечательности по круговому маршруту, а билет дает пассажиру возможность зайти и выйти на любой остановке в течение одного-двух дней. В Москве билет действует два дня, и пока единственный маршрут с 18 остановками занимает около часа. Второй, более длинный маршрут появится весной. Этот проект осуществляется при поддержке московской мэрии (Комитета по туризму и Департамента транспорта). Других экскурсионных автобусов, куда раньше, перекрикивая друг друга в мегафоны, приглашали прохожих зазывалы, теперь в центре не видно.

Удивление бородача от того, что я что-то знаю про красные автобусы, понятно: информацию о нем в городе увидишь разве что на рекламных буклетах, которые он сам раздает, и на первой остановке маршрута – возле памятника Репину на Болотной площади. Там стоит пара рекламных щитов, где на русском и английском (на этих двух языках в автобусе крутится аудиозапись экскурсии) указаны цены и часы работы, а также нарисован сам небольшой круговой маршрут. Вся эта информация есть на сайте city-sightseeing.ru.

На втором этаже автобуса, закутавшись в пледы, сидят человек пятнадцать в наушниках. Большинство – иностранцы. На улице пасмурно, но под крышей приятно и при открытых окнах.

Мы кружим по набережным возле Кремля, и у меня складывается впечатление, что историческая Москва – это город на воде с застройкой XVIII-XIX веков, с множеством мостов и фонтанов посреди реки. Аудиогид рассказывает о том, что мы видим: пустырь на месте снесенной гостиницы «Россия», купол церкви в Кадашах. Про эту церковь больше ни слова, хотя широкую известность она получила из-за недавних протестов москвичей против ее сноса. Мы едем мимо Болотной, мимо храма Христа Спасителя – про них тоже никакой актуальной информации. Только бормотание про парк, разбитый на площади в 1950-е, и про то, что зал ХХС вмещает 10 тысяч человек. Самые свежие истории относятся ко временам предыдущего градоначальника, например, я слышу в наушники про поставленный при Лужкове памятник Петру I «с неоднозначной художественной репутацией».

Кроме необходимых банальностей про Кремль и другие достопримечательности, во время экскурсии можно узнать и чуть менее известные факты, например, что длина самой короткой улицы в Москве всего 48 метров (это улица Венецианова на Соколе). Тем не менее зашедшие на Васильевском спуске юноши выходят со скучающими лицами уже на Болотной. А туристы замечают и фотографируют далеко не то, что советует им аудиогид. Женщина обращается к подруге на английском, чтобы показать «модного зеленого человечка» на светофоре. Девушки из Подмосковья снимают в разных ракурсах пробку, в которую встал наш автобус при въезде на Большой Каменный мост.

– Мне казалось, в мои школьные годы автобусные экскурсии были интереснее, – говорит мать, которая решила показать маленькому сыну Красную площадь и случайно заметила рядом красный автобус.

– Скучновато? – удивляются сидящие рядом девушки, всю дорогу обсуждавшие своих знакомых да еще фильм «Все умрут, а я останусь». – Надо было брать с собой компанию побольше!

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать