Статья опубликована в № 3182 от 06.09.2012 под заголовком: Творчество по нужде

Галерея Red October открылась выставкой «Самодельная Россия»

Галерея Red October открылась выставкой «Самодельная Россия» Владимира Архипова, так подчеркнув, что задумана как институция не коммерческая, а создающая творческую атмосферу и необычное настроение
С.Портер / Ведомости

Новая галерея открылась на месте, современным искусством освоенном. На бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь» проходило многое, что вспоминать приятно. Например, суперпоказ чемпиона по арт-торговле Ларри Гагосяна, четыре года назад он привез к нам супервещи самых востребованных рынком художников.

Место прежнее, обстоятельства изменились. Можно даже считать символичным факт, что в доме, где показывали современное искусство как модную забаву исключительно богатых, вчера открылась некоммерческая, это подчеркивают ее основатели – группа компаний «Гута» и галерист Владимир Овчаренко, галерея Red October.

Открылась выставкой произведений вынужденного народного творчества, вызывающе негламурной, антибуржуазной, душевной. Владимир Архипов хорошо известен в мире современного искусства, больше 20 лет он собирает и выставляет предметы, созданные голью, на выдумки восхитительно хитрой. Лучшие вещи из своего собрания Архипов (его раньше называли коллекционером, а теперь – художником, работающим в технике ready-made), представил на открытии Red October. В том числе такие известные шедевры народного дизайна, как многократно показанная у нас и за границей лопата, сделанная из бесхозного дорожного знака.

Менее известное, но элегантное произведение – лопата из совка и костыля. Прекрасно смотрится серия стульев, созданных с большой изобретательностью из всего, что нашлось. Но и среди них выделяется многофункциональная конструкция из табуретки и деревянного сиденья для унитаза. Ее создал для одинокой деревенской старушки добрый человек дядя Леша, которого можно было бы назвать новым Левшой, но в рассказах о собранных предметах Архипов пафосом не спекулирует. Истории он записывает по-хемингуэевски – скупо, но с внутренним драматизмом. «Ствол – яблони пилили, пеньки тут валялись. Фанерка какая-то, колеса от его же детской коляски, когда маленький был. Проволока – с фермы утащил, когда колхоз растаскивали... Я мечтал о таком в детстве» – это об игрушечном пулемете в натуральную величину.

Из произведений монументальных впечатляют дерзостью замысла гибрид эмалированной ванны и железной кровати, передвижная душевая кабина из дощечек, поставленная на ржавые железные рельсы, шатер из парашюта. Все произведения сделаны осмысленно, с любовью и душой. Добрая созидательная энергия, вложенная в них авторами, передается зрителю, вызывает светлые, непечальные чувства. И никакой иронии.

К сожалению, каталог «Самодельной России» не напечатан. Журналистам его фрагменты выдали записанными на флешки сложного голубого оттенка. На вернисаже милые девушки зачитывали желающим пояснения к экспонатам с айподов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать