Главный приз в Венеции получила «Пьета» Ким Ки Дука: Христианский мотив в исполнении азиатского классика

Темой 69-го Венецианского кинофестиваля стала религиозность во всех проявлениях – Альберто Барбера показал себя программером, живо и концептуально реагирующим на злобу дня

Практически каждый фильм из конкурса отсылал к миру иллюзий и ритуалов – будь это «Пьета» Ким Ки Дука, в основе которой лежит один из самых избитых христианских сюжетов, или «Отвязные каникулы» Хармони Корина – саркастическая повесть о том, как четыре девицы встретили дьявола на пляжах Флориды, на свой лад переосмысляющая конфликт невинности и порока, а также относительность этих понятий. Первый получил «Золотого льва», второй не получил ничего – но явно останется в истории фестиваля недооцененным шедевром-2012, вроде того, каким стали в Каннах Holy Motors Леоса Каракса. Слишком маргинальный и умный, чтобы угодить всем членам жюри, повзрослевший американский вундеркинд проиграл корейскому мастеру наивного жанра – в меру жесткий, в меру сентиментальный боевик «Пьета», сделанный с явным вниманием к зрителю, очень понравился и критике, которая много лет ждала возвращения Кима к кровавой поэзии, и председателю жюри Майклу Манну, который сам снял не одну задумчивую, полную библейских аллюзий картину о красоте насилия и неотвратимости возмездия.

Одна на двоих «Чаша Вольпи» Филипу Сеймуру Хоффману и Хоакину Фениксу за лучшие мужские роли в драме «Мастер» тоже не стала неожиданностью – дуэт и правда вышел одним из лучших в истории как минимум нового американского кино, а Манн все-таки американец. Первый сыграл основателя культа, второй – его адепта, буяна и алкоголика. Постановщик картины Пол Томас Андерсон удостоился заслуженного приза за режиссуру. Церемония не обошлась без конфуза: жюри ошиблось и поначалу объявило, что Андерсону уходит спецприз жюри, а лучшим режиссером становится автор драмы «Рай: Вера» Ульрих Зайдль. Под смущенное хихиканье члена жюри Летиции Касты американский актер и австрийский режиссер прямо на сцене неловко обменялись призами. Решение жюри выглядело не менее симптоматичным, чем его же ошибка: обе картины повествуют о природе религиозного фанатизма и неутолимости страстей – тем большей, чем глубже их пытаются спрятать. Оба режиссера не просто знатоки, но неутомимые обличители несовершенств человеческой природы – какая разница, кому какой приз давать.

Единственной неожиданностью церемонии стала награда за женскую роль, выданная актрисе из фильма, авторы которого откровенно любуются старомодной беспрекословностью религиозного ритуала. Израильская картина «Заполнить пустоту» повествует о любовных страстях в среде ортодоксальных иудеев, а героиня артистки Хадас Ярон кажется забредшей на экран из романов XIX века. В конкурсе, полном фильмов, рифмующих религию со слабостью, склонностью доверяться иллюзиям, да попросту со злом, такая победа выглядела по меньшей мере странно – да и фильм, снятый аккуратно и умело, выдающимися художественными достоинствами не обладал.

Впрочем, точки над i расставлены – награжденный за сценарий Оливье Ассайяс, снявший фильм о днях собственной революционной юности, сравнил героев своей истории, леваков конца 60-х, с богоборками из Pussy Riot. Венеция зафиксировала пронизавшее воздух электричество – что-то будет.

Венеция