Статья опубликована в № 3189 от 17.09.2012 под заголовком: Осенняя песнь

Михаил Плетнев впервые исполнил со своими музыкантами «Евгения Онегина» Чайковского

На IV Большом фестивале Российского национального оркестра Михаил Плетнев провел в концертном исполнении оперу «Евгений Онегин». Исполняя эту партитуру, хозяин фестиваля, оркестр, оказался вежливым гостем
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Д.Абрамов

Михаил Плетнев, возможно, лучший сегодня в мире исполнитель музыки Чайковского, но все еще остаются партитуры, к которым он подступается впервые. Причем эти партитуры – из самых хрестоматийных. Пару фестивалей назад Плетнев впервые провел «Лебединое озеро» (в концерте), теперь – «Евгения Онегина». Правда, не так давно дирижировал спектаклем «Онегина» в Казани, но только сейчас сделал его вместе со своим РНО.

Результат, как ни странно, оказался противоречив. Не будучи оперным оркестром, РНО играл «Онегина» как музыку не вполне свою, умело и почтительно осваивая ноты. «Онегин» идет у нас в каждом оперном театре, и любой музыкант любого оперного оркестра, какого бы класса он ни был, знает его назубок. А вот экстраклассный РНО выдавал свой фирменный блеск лишь в тех фрагментах оперы, которые включаются в концертные программы: например, в Полонезе, открывающем третий акт. Конечно, в концерты включаются и арии. Конечно, кларнетист знает, как играть арию Ленского, а валторнист – письмо Татьяны (и валторна Игоря Макарова звучала божественно). Но про всю оперу этого сказать никак нельзя. Совсем уж на живую нитку были сшиты диалоговые сцены первого акта: да, гибкий аккомпанемент в речитативе – трудность для самого лучшего симфонического оркестра, если он не привык к будням оркестровой ямы.

Между тем Плетнев дирижировал наизусть, зная все детали и стремясь просмаковать их все до одной, без гонки, любовно задерживая паузы и купаясь в медленном течении красот. А ведь когда-то Плетнев был холодным, напряженным, искусственным – теперь же теплота его исполнения была подобна уходящему бабьему лету. Лирические сцены он развернул неспешно, последовательно выводя на первый план трех главных героев. В первом действии – Татьяну, во втором – Ленского и, наконец, в третьем – Онегина.

Исполнители подобрались на совесть, все они давно поют «Онегина» в регулярных театрах. Певица Дина Кузнецова, раньше нам неизвестная, делает это в чикагской «Лирической опере». Артистка интересная, с большим красивым голосом, склонностью гибко нюансировать и подавать текст, она исполнила Татьяну весьма свежо и проникновенно, хотя со множеством оговорок: верха звучали без согласных звуков, из фраз пропадали целые звенья.

Игорь Головатенко (Онегин) и Алексей Татаринцев (Ленский) поют «Онегина» в «Новой опере». Оба молодцы – хорошие голоса, отлично сделанные партии. Ирина Удалова – образцовая Няня из Большого. Были хороши все – Алина Шакирова (Ольга), Светлана Создателева (Ларина). Станислав Швец чуть неровно спел арию Гремина, зато ветеран Мариинского театра Константин Плужников превратил куплеты Трике в свой бенефис и ушел под пылкие аплодисменты, лишний раз подтвердившие мудрость Чайковского: даже в самом печальном сюжете должен быть хоть один совершенно счастливый персонаж.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more