"Арт Москва": Ярмарка современного искусства потеряла участников и уровень

Шестнадцатая международная «Арт Москва» открылась в Центральном доме художника в привычном формате, но в новом качестве. Изменился состав участников ярмарки, и это заметно снизило ее художественный уровень
М. Стулов

Общий художественный уровень арт-ярмарки – это не средняя температура по больнице, он создается серьезными усилиями организаторов и экспертного совета. На «Арт Москве» его растили много лет и вот враз вынужденно опустили.

Впервые здесь нет ведущих московских галерей – «Айдан», Гельмана, ХL и «Риджины», нет и старожилов – «Крокин галереи», Марины Гисич, Rigas Galerija, очень не хватает финской Gallery Forsblom. И это роковое отсутствие превратило амбициозную и модную «Арт Москву» в скромное буржуазное мероприятие.

Несмотря на то что сразу при входе стоят гладенькие черненькие скульптуры малолетних демонов группы AES+F, предлагаемые галереей «Триумф» за недемократичные 40 000 евро. Но дело не в ценах, а в самом искусстве.

Японская Whitestone Gallery показала работы нескольких художников на разные вкусы, очень и мало нам знакомых. Среди них небольшие вещи Яёй Кусамы, рассчитанные на разного достатка зрителей. Для одних – рукотворное изображение симпатичной тыквы на холсте за 46 000 евро, для других – тиражный отпечаток похожей нарядной тыквы за 700 евро. Для любящих покупать за деньги красоту, а не имя, галерея приготовила большие, многодельные, с золотыми блестками картины-коллажи Мусатаке Кондзаки за две сотни тысяч евро.

Вообще, золота на «Арт Москве» впервые поразительно много, и не только в галереях с Ближнего и Дальнего Востока. На стенде галереи Ирины Ираги, ставшей вместо выбывших Айдан Салаховой и Елены Селиной членом экспертного совета ярмарки, золотятся произведения Марчелло Йори.

Есть на ярмарке и искусство качественное и в то же время вполне интеллигентное. Лондонская White Space Gallery предлагает очень хорошие фотографии, среди которых на почетном месте серия винтажных отпечатков литовского классика Антанаса Суткуса и его душещипательный шедевр 60-х годов «Слепой пионер» (порядок цен – 2000–4000 евро). Рядом галерея «Глаз», старожил «Арт Москвы», предлагает подборку фотографий Дмитрия Бальтерманца, самая дорогая – за 7000 евро.

Директор арт-ярмарки Виктория Кондрашова новым негласным слоганом «Арт Москвы» назвала утверждение, что необязательно быть миллионером, чтобы стать коллекционером. Но это не значит, что ярмарка наконец повернулась не к самым богатым. Она, так получилось, сделала шаг навстречу любящим красоту и золото в современном искусстве. И открывается ярмарка салонной скульптурой Алексея Морозова из частных собраний.

До 23 сентября