"Джозеф Антон" Салмана Рушди: История жизни в подполье

Фантастический боевик «Судья Дредд 3D» (Dredd 3D) выглядит как простое цельнолитое изделие из высокопрочных сортов комикса и антиутопии. Но если присмотреться – это цельность не комикса, а мифа
outnow.ch

Судья Дредд никогда не снимает шлем. Это правильно.

Во-первых, получается экономия: если вам виден только небритый волевой подбородок, на главную роль не обязательно приглашать суперзвезду. В 1995 г. судью Дредда играл Сильвестр Сталлоне, сейчас – Карл Урбан (не напрягайте память, я тоже погуглил).

Во-вторых, достигается правда характера. В 1970-х авторы комикса Джон Вагнер и Карлос Эскуэрра придумали судью Дредда именно таким. На страницах графического романа он тоже никогда не снимает шлем.

Лицо – это человек, а судья Дредд – это закон. Он не зачитывает преступникам их права. Он зачитывает приговор. И сам приводит его в исполнение.

Только такое правоприменение обеспечивает хоть какой-то порядок в ужасном мире будущего, каким увидели его Джон Вагнер, Карлос Эскуэрра, писатель Алекс Гарленд, сочинивший сценарий нового «Дредда», и режиссер Пит Трэвис. Миллионы людей живут в небоскребах, превратившихся в трущобы. Безработица достигла 90%. Ядерные испытания породили мутантов. Кругом насилие и наркотики.

Между тем судья Дредд принимает экзамен у девушки-стажера Кассандры (надо ли уточнять, что Кассандра – телепат). Они едут в небоскреб, где с верхнего уровня только что сбросили три освежеванных трупа. Жители небоскреба посажены на иглу банды наркоторговцев, которой управляет жестокая Ма-Ма (Лена Хеди).

Ма-Ма – анархия.

Пока Дредд и Кассандра переходят с уровня на уровень, механически превращая все, что встречается им на пути, в кровавый фарш, представим, как посмотрели бы на этот сюжет антропологи и фольклористы, исследующие мифы разных народов.

В небоскребе, очевидно, царит матриархат. Судья Дредд приходит туда, чтобы установить суровый мужской порядок. Так футуристический боевик воспроизводит архаические конфликты.

Власть Ма-Мы держится на соблазне. Она королева наркобизнеса, жестокая Цирцея, чьи чары сперва околдовывают, а потом лишают человеческого облика. Молва приписывает Ма-Ме страшную расправу с сутенером, который изуродовал ей лицо. Представим, что к антропологу присоединился психоаналитик, чтобы с интересом обсудить главный мужской кошмар – страх оскопления.

Грамотная работа с архаическими и мифологическими мотивами всегда придает масскультовой продукции черты величия, и новый «Судья Дредд» это блестяще подтверждает. В нем нет места сантиментам, чувствительность понимается исключительно как телепатия. Закон здесь устанавливает неуязвимое мужское божество без лица, сурово пресекающее любую попытку бунта. Ма-Ма обречена, пришел Отец.

Это не фантастический боевик, это настоящий античный ужас.

В прокате с 20 сентября