Александр Грек: Страшно и дорого

За последний год большая часть моих друзей не сговариваясь сгоняла за экстремальными ощущениями в Антарктиду

За последний год большая часть моих друзей не сговариваясь сгоняла за экстремальными ощущениями в Антарктиду. Ехали с ощущением героизма и предстоящего подвига, а вернулись с ощущением массового курорта. Только очень холодного и дорогого.

Цены туров на этот богом забытый континент начинаются с 4 тысяч долларов, не включая стоимости билетов в стартовую точку вашего путешествия, например аргентинский городок Ушуая. За эти деньги вас погружают на экспедиционное судно ледового класса и дня четыре везут на самый большой остров Южного Шетлендского архипелага – Кинг-Джордж, на котором как сельдей в бочке понатыкано арктических станций: бразильская, перуанская, польская, аргентинская, корейская, уругвайская, чешская, китайская и т.д. Но возят в основном почему-то на чилийскую Фрей и российскую Беллинсгаузен – наверное, там персонал самый предприимчивый.

Главная достопримечательность российской станции – единственная в Антарктике православная церковь Святой Троицы. Никогда не пойму ни людей, которые едут туда на нее посмотреть, ни людей, которые ее там построили. Кроме церкви в таком путешествии вы еще сможете увидеть пингвинов, китов, альбатросов и буревестников. Главная сложность – чтобы в кадр попало как можно меньше туристов, ведь по легенде вы почти на необитаемом острове, а тут вас целый корабль выгрузился.

Далее туры следуют по нарастающей, с кульминацией на Южном полюсе, где-то за 50 тысяч долларов с человека. Сначала вас самолетом забрасывают в базовый лагерь в Антарктиду, после чего вы ждете погоду для полета собственно на Южный полюс, американскую станцию Амундсен-Скотт, с внешним видом которой у многих и ассоциируется Антарктида. Вас там покормят, поводят вокруг пару часов примерно на тридцатиградусном морозе, заведут в сувенирную лавку купить подарки и отправят домой. Это разве подвиг?

Подвиги начинаются в 1200 км от полюса, где расположены самые высокие горы сурового материка – массив Винсон высотой 4897 м. Восхождение на Винсон не требует особой альпинистской подготовки и является, по сути, сложным туристическим маршрутом. Вас забрасывают самолетом в базовый лагерь на высоте 2150 м, через пару дней вы поднимаетесь в штурмовой лагерь на 3900 и еще через пару – пешком на вершину. Все удовольствие должно обойтись в 1,5 млн рублей. Главные неприятности при восхождении на Винсон составляют не горы, а штормовые ветра и чрезвычайно низкие температуры – до минус 50 по Цельсию. Все еще не подвиг?

А вот рвануть к Южному полюсу на автомобилях? Ценник снова меняется. Только покупка специально переделанного исландской компанией Arctic Trucks пикапа Toyota Hilux обойдется не менее 200 тысяч долларов, и это без доставки из Исландии. И автомобилей должно быть не менее двух. Уже достойное приключение. Скотт из такого не вернулся. Мои приятели вернулись. Один из них, Константин Орлов, с тремя товарищами в 2010 году сгонял по маршруту «станция Новолазаревская – Южный полюс» за 108 часов, преодолев 2308 километров, попутно установив рекорд Гиннесса. Гоняли, кстати, не ради рекорда, а для проверки автомобилей, на которых в следующем году по этому маршруту поехали настоящие герои, которые и платили за приключения.

Белое безмолвие, говорите? Другой мой приятель, Василий Мозжухин, по дороге из Новолазаревской на Южный полюс чуть не очумел, увидев через лобовое стекло своего «хайлюкса» на горизонте кайты, как на каком-нибудь морском курорте. Три жизнерадостных испанца-кайтера не спеша пересекали Антарктиду, такой вот у них отпуск. В общем, и тут не совсем подвиг.

А что, вот уж если совсем, забраться на самую сложную в альпинистском плане гору Антарктики Ульветанну и прыгнуть с вершины? Очень дорого. Очень страшно. «Но не подвиг», – сказал мне Валерий Розов, совершивший этот поступок в 2010 году. И уехал искать место для подвига на другой континент.

Автор – главный редактор «National Geographic Россия»