В Москве стартуют сразу три кинофестиваля

Большинство фильмов, которые здесь покажут, до широкого проката не доберутся
Wdsspr.ru, Fotolia/ Photoxpress.ru

В последние годы прокат авторского кино переживает не лучшие времена – и в России, и во всем мире. Многим кинотеатрам не удается выжить в ситуации жесткой конкуренции, а в мультиплексах не находится залов для фильмов, выходящих за рамки развлекательного жанра. Одним из эффективных способов борьбы с этой проблемой стали кинофестивали: по сути, иной фильм может собрать больше зрителей и денег, проехавшись по мировым фестивальным показам, чем в повседневном прокате. Фестивалей с каждым годом все больше, и, вопреки логике, они пользуются все большим спросом. Например, в первые дни октября в Москве открываются сразу три подобных смотра – и это лишь начало фестивальной волны, которая не оставит столицу, Петербург и другие российские города-миллионники вплоть до середины декабря.

Максимально разножанровый

«2morrow/Завтра» проводится уже в шестой раз. За эти годы фестиваль пережил немало приключений – не всегда приятных. Ушел из жизни основатель и инициатор смотра Иван Дыховичный (теперь его курирует вдова режиссера, актриса и продюсер Ольга Дыховичная), несколько раз менялись концепция и место проведения. Первый программный директор «2morrow» Алексей Медведев предпочитал отбирать в конкурс исключительно картины молодых режиссеров, но теперь этот принцип перешел по наследству новому фестивалю Медведева – «2-in-1», который откроется 19 октября. Теперешний отборщик «2morrow» – иностранец, бывший журналист, рекламщик и основатель престижных «Авторских дней» венецианской Мостры Сильван Озу. Ольга познакомилась с ним, когда ее фильм «Портрет в сумерках» был приглашен в Венецию. Для организаторов фестиваля работа с Озу означает «новый кураторский взгляд и абсолютно европейский подход». «Благодаря ему программа фестиваля стала максимально разножанровой, – комментирует Дыховичная. – Наши фильмы дадут зрителю разные ощущения, от правильного задумчивого кино до картин, которые заставляют любоваться героями и созданным авторами миром».

В конкурсной программе, куда вошло несколько неординарных картин, ощущаются давние и крепкие связи Озу с Венецией: именно оттуда в Москву приедут семь фильмов из десяти. Критерии отбора пока кажутся достаточно расплывчатыми. С одной стороны, присутствуют начинающие экспериментаторы – турок Йешим Устаоглу, алжирка Джамиля Сахрауи, швед Йеспер Гансландт, кореец Чон Кю Хван (его «Вес», история горбуна-некрофила и его брата-транссексуала, предназначен тем, кто соскучился по «азиатскому экстриму»), с другой – достаточно известные постановщики среднего поколения: лауреат Берлинале Бенедек Флигауф и культовый российский автор Алексей Балабанов, чья бескомпромиссная фантазия «Я тоже хочу» наконец-то получит отечественную премьеру. Но рядом с ними, на тех же правах, ветеран-тяжеловес Марко Белоккио («Спящая красавица») и сам Ким Ки-Дук, лауреат «Золотого льва», со своей «Пьетой». И их проигрыш юным коллегам, и их победа будут выглядеть одинаково сомнительно: слишком неравны силы. Впрочем, с этой проблемой будет справляться жюри, а публика просто порадуется разнообразию выбора.

Если же хватит времени и сил, стоит обратить внимание на параллельные секции. Самые интересные из них – ретроспектива «Шкловский/Олеша», где будет показано шесть картин, связанных с двумя классиками, и авторская программа «Офсайд», посвященная современному региональному кино. Ее собирали критики Иван Чувиляев и Мария Кувшинова. «Оказалось, что российское независимое кино существует совсем не там, где его искали, – рассказывает Кувшинова. – Первый в истории карельский фильм «Человек из банки» пользовался успехом у местного зрителя. Бурятская комедия «На Байкал» в этом году вышла в федеральный прокат и окупилась. В Якутии в прошлом году сняли 17 фильмов. Мне кажется, кинематографистам в столицах есть о чем задуматься. Среди тех, кто задумался, кстати, Михаил Брашинский, чей «Шопинг-тур» – остроумный и изобретательный хоррор снят всего за 60 тысяч долларов».

Еще одно новшество – место проведения фестиваля. «2morrow/Завтра» пройдет в ЦДХ, площадке, уже освоенной Музеем кино. Ее выбор – еще и намек на близость современного кино актуальному изобразительному искусству.

Национальный подход

«Амфест» – лишь первый из многочисленных национальных фестивалей, которые ежегодно проводятся осенью и в начале зимы: впереди смотры немецкого, британского, французского кино. Однако «Амфест» – один из самых интересных и важных, ведь его задача – доказать, что американское кино отнюдь не ограничивается голливудской продукцией.

Не обходится без неизбежных компромиссов – заведомо ожидаемых картин с участием звезд, которые вскоре после фестивальной премьеры выйдут в относительно широкий прокат. В программе 2012 года эту функцию выполняют «Ограбление казино» с Брэдом Питтом (нашумевший в Каннах криминально-экономический триллер Эндрю Доминика, где известный актер в очередной раз делает шаг в сторону с территории массового кино), черно-белый сюрреалистический мультфильм Тима Бертона «Франкенвини» и ретродетектив Ли Дэниэлса «Газетчик», где свою лучшую за много лет роль исполнила Николь Кидман. Однако настоящие синефилы будут охотиться за другими картинами. Это гей-драма Айры Сакса «Не выключай свет», нашумевший скандальный «Король Келли», снятый на два мобильника, и комедия Майкла Уокера «Проверка стоимости» – сыгравшая там главную роль суперзвезда независимого кинематографа Паркер Поузи приедет на открытие «Амфеста».

Надежда Котова (арт-объединение Cool Connections) организует фестивали в режиме нон-стоп и привыкла к тому, что фильмы, подчас не имеющие шансов на успех в прокате, на фестивальных показах собирают толпы. «Организаторы стараются максимально широко донести до прессы и публики информацию о фильмах, – объясняет она. – Фестивальщики раскручивают картину, в то время как у прокатчиков нет возможности или желания заниматься чем-то подобным. Кроме того, если фильм рассчитан на небольшую аудиторию, то именно эта аудитория и может оказаться на фестивальном просмотре, отчего возникает ощущение, будто фильм будет принят «на ура» во время проката».

Собственный пакет

Если же тот или иной дистрибьютор специализируется исключительно на прокате авторского кино (в России таких несколько), то логичное решение – проведение фестиваля фильмов из собственного пакета. Такой фестиваль летом проводила известная компания «Другое кино»; не прошло и нескольких месяцев, а уже объявлено о втором. Специфика «Другого кино» в том, что фестиваль позволяет осуществить экспансию в регионы, куда подобный кинематограф не всегда добирается. В восьми городах, включая Тюмень, Омск, Уфу и Воронеж, будут показываться безусловные арт-хиты: «На дороге» Уолтера Саллеса по основополагающему роману битника Джека Керуака, «В другой стране» корейца Хона Сан-Су с Изабель Юппер, а также получивший приз Альфреда Бауэра за инновацию фильм «Табу» португальского режиссера Мигеля Гомеша.

Казалось бы, в случае подобного фестиваля роль отборщика – второстепенная: он лишь представляет публике фильмы, которые и без него находились в пакете прокатчика. Тем не менее куратор «Другого кино» Борис Нелепо опровергает этот стереотип: «Фестиваль позволяет прокатчику громче заявить о тех фильмах, которые у него есть. Когда они демонстрируются вместе, это создает дополнительный инфоповод и дает возможность громче заявить о купленных фильмах. Поодиночке в прокате фильмы нередко теряются, а в рамках фестиваля они поддерживают друг друга, тем более что у наших фестивалей есть сквозная тема: в этом году это «Путешествия». Изначально из восьми фильмов, отобранных мной для фестиваля, половина не входила в пакет прокатчика, но потом выяснилось, что договориться об их фестивальном прокате с правообладателями по разным причинам сложнее, чем купить права на прокат, так что права на все фильмы были куплены».

Самым рискованным фильмом фестиваля «Другое кино» станет отечественная документальная лента «Антон тут рядом» – режиссерский дебют известного кинокритика Любови Аркус, уже собравший восторженные отзывы в Венеции. Если удастся донести эту нетривиальную и во всех смыслах неформатную работу до широкой публики, это в очередной раз докажет, как необходимы кинопроцессу фестивали.