Новые виды гастрономического туризма в Грузии

Вам покажут винные погреба, монастырскую сыроварню и устроят застолье
Звиад Ростиашвили

Симон Руадзе встречает гостей с кинжалом, в черкеске и высоких кожаных сапогах. Долго и витиевато здоровается, словно тост произносит. Пока гости приходят в себя (от Тбилиси до села Чумлаки, где живет Симон, 120 км), хозяин излагает автобиографию: окончил иняз, говорит на пяти языках, выращивает нектарины, принимать туристов начал недавно, и теперь четыре поколения его семьи заняты в этом бизнесе - начиная с мамы, которая делает ткемали, и заканчивая внучкой. Голубоглазую брюнетку двух лет приводят фотографироваться.

Наливать в прямом смысле слова начинают с порога - мельком показав фруктовый сад («кушайте все, что понравится, гости дорогие!»), ведут в погреб и разливают из кувшина, по горло зарытого в землю, белое вино. Под него - пахучий овечий сыр гуда, домашний хлеб дедис-пури, параллельно- демонстрация старинной давильни для винограда и рассказ о том, что грузинский дом традиционно начинали строить с погреба, чтобы было где хранить вино. Потом гостей снова ведут в сад: посмотреть, как растет виноград, вытащить по дороге из баклажки соленые зеленые помидоры и выпить красного вина из очередного кувшина, вкопанного возле грядок. Две глиняные чашки вина быстро делают свое дело, и, когда в сад неожиданно выходит таец, которого хозяин представляет «своим поваром», туристы начинают хохотать. Когда смех утихает, тайский повар объясняет любопытным: недавно в Таиланде показали документальный фильм о Грузии, в котором был сюжет и о Симоне Руадзе. Его увидел один ресторатор в Паттайе и послал своего шефа учиться готовить хачапури и чахохбили. Вопрос, сколько стоит такое обучение, заставляет Симона на пару минут задуматься: «Ну, я думаю, 5 тысяч долларов за 15 дней будет достаточно».

Туристам визит обходится дешевле - 40лари с человека (около 750 рублей). Это и с экскурсией, и с застольем, и с развлекательной программой - каждые 15 минут Симон вместе с одним из сыновей и невесткой поют грузинские песни, аккомпанируя себе на трехструнном пандури. Гостей приглашают испечь хлеб в печи тонэ и в зависимости от сезона учат готовить чурчхелу, татару из виноградного сока или сладкие булочки назуки. И конечно, безостановочно поят и произносят тосты, коварно подливая вино и чачу в неудобную посуду, вроде рогов или маленьких кувшинов-квеври с коническим дном.

Недалеко от дома Симона находится усадьба «Цинандали» - модное место винного и агротуризма. Кахетия вообще считается главным винодельческим регионом Грузии, здесь растут самые важные сорта винограда: ркацители, саперави и т.д. Даже способ выдержки вина здесь свой собственный - в глине, а не в дубовых бочках. Владельцы усадьбы решили объединить историю и бизнес: за 2 лари водят по ботаническому саду, за 5 - пускают в музей, где гид бойко рассказывает историю семьи прежнего хозяина - князя Александра Чавчавадзе, который заложил в усадьбе винные подвалы и построил первый в Грузии винный завод. Сегодня в подвалах работает магазин с дегустационным залом: доплатив 2 лари, здесь можно выпить бокал «Цинандали», а потратив на билет все 20 - устроить себе подробную дегустацию. Под темно-янтарное «Кахури» с медовыми нотками разомлевшим туристам рассказывают об особенностях кахетинской выдержки, танинный «Мукузани» представляют победителем последнего конкурса грузинских вин, а черносмородиновый «Киндзмараули» пододвигают поближе к девушкам. Любое из вин можно приобрести здесь же, причем дороже, чем в обычных магазинах.

Агротуризм в Грузии развивается не только в плодородных долинах. Совсем еще новый маршрут - монастырская сыроварня на Джавахетском нагорье, в районе, который называют «грузинской Сибирью», на высоте 2100 метров над уровнем моря. Женский монастырь Святой Нины в деревне Фока был основан в 1992 году, и до недавних пор туда добирались только паломники. Азимой, когда заносило дороги, подняться к монастырю и вовсе было невозможно. Сестры, которых в монастыре всего шестеро, от скуки стали делать сыры, ради которых даже ездили в Бургундию - за опытом. «Интересно было посмотреть, как монахи организуют свой день, чтобы найти между молитвами время на сыроварение, и как им удается не превратить его в коммерцию», - объясняет матушка Шушаник. Монашки решили отказаться от использования любой техники, кроме холодильника, - ручной труд позволяет считать производство сыров рукоделием. Стоит их рукодельный продукт недешево, но и вкус у сыров не то чтобы грузинский: выдержанный в каштановых листьях Castanea слегка напоминает камамбер, Pagas 40-дневной выдержки омыт морковным соком, у оранжевых пирамидок Red apulum с паприкой сладко-острый привкус. В крошечном монастырском магазине можно купить и шоколад ручной работы, печенье и повидло - например, из клубники и чили, из персиков с вином, из ежевики с розой и вишни с лавандой. Повидло, правда, монахиням приходится варить из привезенных продуктов - в деревне не растет ничего, кроме картошки. Чтобы завлечь туристов, монашки даже завели страницу на фейсбуке - к началу октября ее отметили почти 800 человек. Кто-то из них еще успеет подняться в деревню Фока, пока дороги не замерзли.