Две книги Сергея Чупринина: Критик дал "Признательные показания"

В «Признательных показаниях» критик Сергей Чупринин объясняет, чем следует заняться его коллегам по цеху, а в «Малой литературной энциклопедии» дает мастер-класс

Сергей Чупринин, чьи статьи еще в 1980-е радовали читателей веселой трезвостью, чья книга «Критика – это критики» вошла во все университетские списки обязательной литературы по соответствующему предмету, в новом сборнике выдвинул четкую программу действий. Для себя самого и тех, кто захочет его услышать. В ситуации, когда литературная критика тихо отдает концы, Чупринин предлагает выжившим коллегам «обмениваться не мнениями (или не только мнениями), но еще и (прежде всего) знаниями – о писателях, о книгах, о литературе, где <...> нет лишних, и старушка, на вдовью пенсию выпустившая сборничек своих стихов, тоже прадеду товарка в той же мастерской».

Да, прямое дело зоила не делиться знаниями, а анализировать литературный процесс, его подводные течения, описывать складывающийся на глазах контекст. Но что же делать, если обсуждение современной словесности почти полностью свелось к разговору о лауреатах престижных премий, литературная среда исчезла как класс, значит, скончалась и литературная полемика и главным оппонентом в любом споре стал рынок? Все эти процессы Чупринин с нескрываемой печалью описывает в статьях «Граждане, послушайте меня», «Нулевые: годы компромисса», «Остров» (прежде они публиковались в возглавляемом им журнале «Знамя»).

Однако эта печаль приносит неожиданный и ценный плод. Уже в начале 2000-х Сергей Чупринин начал собирать те самые знания, которыми советует делиться друг с другом. И составил уже несколько объемных справочников, со сведениями о существующих сегодня журналах, премиях. В этом году появилась итоговая «Русская литература сегодня: Малая литературная энциклопедия», куда Чупринин включил всех участников нашей литературной жизни, не забыв, кажется, ни одной «старушки», выпустившей на свою пенсию «сборничек».

Предельный демократизм и желание рассказать о неочевидном, полузабытом сквозит и в портретной галерее, представленной в «Признательных показаниях». Чупринин пишет в основном о тех, кто сегодня не на слуху, не «в тренде». О народнике Николае Успенском, писателе золотой середины Петре Боборыкине, Власе Дорошевиче, научившем журналистику дышать ритмично и играть с классикой, «бодром таланте» Куприна, «Гулливере» Маяковском, «зодчем речи» Андрее Вознесенском.

Сострадание своим героям и российской словесности, слитность литературных взглядов и жизненной практики, готовность всегда оспорить самого себя делают литературную позицию Сергея Чупринина человечески обаятельной, содержательно убедительной, а в истории современной литературы, похоже, все это уже обеспечило ему место самого настоящего классика.

Сергей Чупринин. Признательные показания. М.: Время, 2012

Сергей Чупринин. Русская литература сегодня: Малая литературная энциклопедия. М.: Время, 2012