Уиджи и Роберт Франк: выставки классиков черно-белой фотографии открыли в Московском доме фотографии

В Московском доме фотографии открылись выставки двух классиков черно-белой фотографии – жизнерадостного репортера Уиджи и рефлексирующего эстета Роберта Франка. Некоторые снимки у них очень похожи
Уиджи. Волнение – прохожий смотрит на выступ муниципального здания. 1939 год/ Weegee/ International Center of Photography/Getty Images

На выставке «Обнаженный город: Нью-Йорк, Лос-Анджелес», предоставленной коллекционером Жаном Пигоцци, собраны лучшие снимки Уиджи (правда, прозвище-псевдоним Ашера Феллига принято писать по-русски Виджи). И их ровно столько, чтобы зритель не заскучал, а заразился жадным любопытством, сделавшим нью-йоркского криминального репортера классиком мировой фотографии.

Уиджи легко оказывался в нужном месте и в тот самый момент. Чтобы везде поспевать первым, он превратил свою машину в лабораторию и поставил там полицейскую рацию. Но оперативностью обаяние работ Уиджи не объяснишь.

Да и славу ему составили не только фотографии пожаров, убийств и дорожных происшествий, а вообще наблюдения над людьми: репетирующими музыкантами, напыщенными богачами, безнадежной беднотой, танцорами в перьях, подвыпившими тетками и почтенным негритянским семейством (простофиля муж, злобная жена и лопоухий отпрыск) в шляпах. Смотришь на таких персонажей цирка жизни, наверное, уже и не живущих на этом свете, и все про них понимаешь.

Уиджи умел фотографировать не события, а реакцию людей на них. Огромный город предоставлял ему ежедневно и еженощно неисчерпаемое количество сюжетов. Удивительно не то, как он их находил, а что люди, проявлявшие в его снимках не лучшие свои качества, не переставали его забавлять. Взгляд его был резок, насмешлив, но никогда не злобен.

К концу жизни, став уже признанным и маститым, Уиджи баловался формальными опытами с фотоизображением, но они мало интересны, формалистов много, неутомимые наблюдатели, сумевшие не стать мизантропами, со временем ценятся куда выше.

Выставка Роберта Франка, собранная из коллекции известного своей активной художественной политикой Музея фотографии швейцарского города Винтертура, некоторыми кадрами перекликается с выставкой Уиджи.

Славу Франку также принесли наблюдения над людьми. Для хрестоматийной серии «Американцы» из 20000 снимков, сделанных в 1954 году во время путешествия по стране, фотограф выбрал 83, и они стали знаменитыми. У Франка здесь также царствуют подсмотренные сцены, где люди не видят фотографа, не позируют и в жестах и движениях выдают свою истинную сущность. Не сказать, что Франк их любит, и этого не скрывает. Он акцентирует в снимках свое отношение к происходящему, не избегает и прямой социальной критики.

Люди Франку, кажется, не особенно нравились, не вдохновляли его и правила, по которым делались снимки для публикации в газетах и журналах. Он чувствовал себя художником, хотел свободы в формальном поиске. Эксперименты по обновлению фотоязыка были для него главным занятием, поэтому эскизные, незаконченные, оборванные кадры заполняют большую часть этой артистичной выставки. Но самое интересное на ней все же именно традиционные репортажные фотографии. Запечатленные на них люди – их лица, жесты, реакции – не устарели, чего не скажешь о формальных опытах.

До 25 октября