Выставка "Под знаком Рембрандта": Пушкинский музей показал коллекцию семьи Мосоловых

«Под знаком Рембрандта» – выставка для неутомимых, если внимательно разглядывать гравюры, собранные семьей Мосоловых, легко стать знатоком графики старых нидерландских мастеров
«Христос перед народом» – один из самых знаменитых офортов Рембрандта/ С.Портер/ Ведомости

Своими сокровищами, как известно, Пушкинский музей обязан известным русским дворянам и промышленникам, прославившимся страстью к собирательству. Цикл выставок «Портреты коллекционеров», затеянный музеем, показывает, до какой степени обязан. В том числе и семье Мосоловых.

Под знаком Рембрандта прошла жизнь Семена Николаевича Мосолова. В 1853 г., сорокалетним, он купил коллекцию офортов великого голландца, после чего настолько всерьез увлекся его творчеством, что написал об этом ученый труд и сам занялся гравированием – делал копии с рембрандтовских оригиналов.

К этому времени он обладал прекрасной коллекцией итальянской и фламандской живописи, которую собрал у себя в имении его отец, сам занимавшийся живописью. В 1914 г. сын Семена Николаевича, тоже собиратель, передал семейные художественные сокровища в Румянцевский музей, вместе с деньгами на организацию выставки.

Не прошло и ста лет, как выставку наследия Мосоловых открыл Пушкинский музей, заполнив залы отдела личных коллекций чередой графических листов с редким вкраплением картин, бронзы и портретов самих членов семейства.

Нельзя сказать, что смотреть ее неутомительно. Хотя каждый выставленный экспонат чем-то замечателен и есть среди них настоящие шедевры, но внимательно рассматривать сотни черно-белых листов, не заскучав, не у всех получится. А многие гравюры и рисунки раскрывают свое обаяние именно при внимательном разглядывании – старые фламандцы и голландцы, которых предпочитали Мосоловы, были мастерами деталей и виртуозами гравирования, умеющими штрихами передать и светотень, и мелкие складки платьев, и морщины старух, и влажный морской воздух на горизонте.

Пятьдесят офортов Рембрандта, безусловно, составляют жемчужину семейной коллекции Мосоловых и являются главной приманкой выставки. Здесь есть оттиски с хрестоматийных работ художника – из величественного библейского цикла и знаменитые автопортреты разных лет. Некоторые в двух экземплярах – если Мосолова не устраивало качество оттиска, он искал и часто находил лучший. Но не менее рембрандтовских интересны и 100 офортов голландцев его века, и несколько листов Делакруа, и коллекция бронзы, и несколько живописных полотен – художественный вкус коллекционеров был отменным.

До 13 января