Статья опубликована в № 3211 от 17.10.2012 под заголовком: Рембрандт и другие

Выставка "Под знаком Рембрандта": Пушкинский музей показал коллекцию семьи Мосоловых

«Под знаком Рембрандта» – выставка для неутомимых, если внимательно разглядывать гравюры, собранные семьей Мосоловых, легко стать знатоком графики старых нидерландских мастеров
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
«Христос перед народом» – один из самых знаменитых офортов Рембрандта
С.Портер / Ведомости

Своими сокровищами, как известно, Пушкинский музей обязан известным русским дворянам и промышленникам, прославившимся страстью к собирательству. Цикл выставок «Портреты коллекционеров», затеянный музеем, показывает, до какой степени обязан. В том числе и семье Мосоловых.

Под знаком Рембрандта прошла жизнь Семена Николаевича Мосолова. В 1853 г., сорокалетним, он купил коллекцию офортов великого голландца, после чего настолько всерьез увлекся его творчеством, что написал об этом ученый труд и сам занялся гравированием – делал копии с рембрандтовских оригиналов.

К этому времени он обладал прекрасной коллекцией итальянской и фламандской живописи, которую собрал у себя в имении его отец, сам занимавшийся живописью. В 1914 г. сын Семена Николаевича, тоже собиратель, передал семейные художественные сокровища в Румянцевский музей, вместе с деньгами на организацию выставки.

Не прошло и ста лет, как выставку наследия Мосоловых открыл Пушкинский музей, заполнив залы отдела личных коллекций чередой графических листов с редким вкраплением картин, бронзы и портретов самих членов семейства.

Нельзя сказать, что смотреть ее неутомительно. Хотя каждый выставленный экспонат чем-то замечателен и есть среди них настоящие шедевры, но внимательно рассматривать сотни черно-белых листов, не заскучав, не у всех получится. А многие гравюры и рисунки раскрывают свое обаяние именно при внимательном разглядывании – старые фламандцы и голландцы, которых предпочитали Мосоловы, были мастерами деталей и виртуозами гравирования, умеющими штрихами передать и светотень, и мелкие складки платьев, и морщины старух, и влажный морской воздух на горизонте.

Пятьдесят офортов Рембрандта, безусловно, составляют жемчужину семейной коллекции Мосоловых и являются главной приманкой выставки. Здесь есть оттиски с хрестоматийных работ художника – из величественного библейского цикла и знаменитые автопортреты разных лет. Некоторые в двух экземплярах – если Мосолова не устраивало качество оттиска, он искал и часто находил лучший. Но не менее рембрандтовских интересны и 100 офортов голландцев его века, и несколько листов Делакруа, и коллекция бронзы, и несколько живописных полотен – художественный вкус коллекционеров был отменным.

До 13 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more