Агент 007 умрет в начале фильма

В новой серии бондианы Леди М затмевает девушек спецагента, а Хавьер Бардем играет злодея-альбиноса
Бонд (Дэниел Крейг) и Сильва (Хавьер Бардем)/ outnow.ch

Леди М (Джуди Денч)

Пятидесятилетие экранной судьбы Джеймса Бонда отпраздновали на славу: 23-й фильм о нем – «Координаты «Скайфолл» – уже привел в восторг критиков и гарантированно сорвет большой куш. Кажется, иначе и быть не могло, – но это только кажется. Наняв в качестве режиссера Сэма Мендеса, лауреата «Оскара» за «Красоту по-американски» и серьезного театрального постановщика, студия шла на нешуточный риск. Только раз за минувшие полвека фильм этой серии – идеального продюсерского проекта – поручили режиссеру с авторскими амбициями: предыдущее кино, «Квант милосердия», снимал автор сходного с Менденсом профиля, создатель «Бала монстров» Марк Форстер. Результатом его усилий стала едва ли не худшая картина об агенте 007. Был очевиден и контраст с бойким «Казино «Рояль», поставленным по роману Яна Флеминга: там была отличная основа для сценария, а тут ее не оказалось.

Мендес поставил одного из самых забавных и живых «Бондов» лет за десять, и со сценарием обошлось: сюжет не имеет отношения ни к каким литературным первоисточникам, но он оригинален, свеж и органичен. Неизвестно, в постановщике ли дело или в трех его сценаристах. Кстати, один из них, Джон Логан, подобно Мендесу, имел раньше дело с Шекспиром: переписывал для Ральфа Файнса «Кориолана». В 23-м фильме про Бонда Файнс тоже играет ключевую роль, вполне шекспировскую по духу. Подобно Клавдию, узурпатору датского трона, его герой Гарет Маллори возглавляет MI6, то ли увольняя, то ли подчиняя себе, как Гертруду, бессменную руководительницу Бонда – железную леди М.

Исполнительница этой роли Джуди Денч стала за последние семь фильмов неотъемлемой частью франшизы. Об актерских усилиях гранд-дамы речи не шло, достаточно было появления в кадре и пары-другой жестких реплик в адрес непутевого (но любимого) воспитанника. Но у Мендеса были свои планы на прекрасную британскую актрису, не раз игравшую в его спектаклях; собственно, их совместный «Вишневый сад» и принес Мендесу его первые премии в 1989-м. Она – вторая главная героиня «Координат «Скайфолл», отодвигающая на дальний план обеих дежурных «девушек Бонда». Ее отношения с агентом 007 – в центре внимания: она же становится мишенью негодяев, похищающих в самом начале фильма флешку с именами всех внедренных агентов британской разведки. Мендес напоминает и о происхождении псевдонима М: так маленький Флеминг называл свою маму. Если М – Гертруда, то Бонд – ее Гамлет.

Не менее важна в структуре фильма другая родительница агента 007, о которой он вспоминает на психологическом тесте: при слове «страна» на автомате отвечает «Англия». В самом деле, все предыдущие подвиги Бонда имели одну базу – стремление защитить родину и человечество от подонков разного калибра. В «Координатах «Скайфолл» 007 впервые выясняет отношения с неблагодарным отечеством, столько раз за полвека отрекавшимся от него и хоронившим его. Собственно, в самом начале фильма в интересах Англии Бонда отправляют на тот свет.

Вот уж диковина из диковин: фильм о Джеймсе Бонде, действие которого происходит в Великобритании. Это позволяет британцу Мендесу, снимавшему все свои предыдущие фильмы в США, наконец-то оттянуться в Лондоне. Погоня на мотоциклах по крышам стамбульского базара или сражения с гигантскими варанами в Макао, конечно, впечатляют, но лондонская подземка в час пик в этом фильме страшнее и рискованнее. С каким же демонстративным кайфом Мендес ее взрывает! Достается и Тауэру с парламентом, и другим достопримечательностям. Режиссер проводит и мини-экскурсию по Национальной галерее: свое нехитрое оборудование – радиоприемник и пистолет – Бонд получает от оружейника Кью на скамеечке у картины Тернера.

В «Казино «Рояль» агент 007 в исполнении Крейга, сменив лицо и стиль, был представлен публике заново – мы присутствовали при его первом приключении. В «Координатах «Скайфолл» герой заматеревшего и заметно поседевшего актера (в руках Мендеса он наконец-то обрел пластичность) и вовсе умирает, но возвращается, чтобы приникнуть к корням. Кажется, впервые он смотрится в зеркало не для того, чтобы полюбоваться собой, а с вопросом «кто я?», как Гамлету и положено. Злодей Сильва, которому Хавьер Бардем подарил все свое недюжинное обаяние, в неожиданном образе альбиноса выглядит как негатив Бонда, его злой двойник: бывший агент, он послал к чертям матерей и отцов, предал британскую империю и лишь с тех пор обрел себя. Искушение пойти по его пути велико (показано оно как физическое соблазнение Крейга Бардемом: такое увидишь не часто), но 007 его преодолевает.

Проклятые вопросы, впрочем, не исчезают. За ответами герой отправляется на историческую родину флеминговского Бонда – край, откуда родом был и первый исполнитель этой роли, в Шотландию. Последняя треть фильма – самая невероятная, выводящая зрителя на территорию чистой сказки. Это волшебство, так давно ушедшее из франшизы, наконец-то вернулось в «Координатах «Скайфолл» – одном из лучших и, вероятно, самом умном из фильмов о Джеймсе Бонде.

С 25 октября в кинотеатрах города