Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Зимин

Алексей Зимин: Пророк на экспорт

Продвигать русскую кухню за рубежом в одиночку невозможно

Во всем мире продвижение кухни – это работа производителей продуктов и вина при поддержке региональных и национальных организаций

Анатолий Комм в одном интервью сказал, что его миссия – продвижение русской кухни в мире. С этой целью он и отправился на годовые гастроли по ресторанам дорогих гостиниц Женевы и Сингапура. Это благородная цель, безусловно, заслуживающая уважения, но при всей значимости маэстро для мировой гастрономической культуры, даже при поддержке «Абрау-Дюрсо», в одиночку этой цели не достичь. Это не получилось в свое время ни у Рустама Тарико, который купил доменное имя vodka.com и надеялся с его помощью поднять мировой интерес к «Русскому стандарту» и сопутствующей ему кухне. Не получится, наверное, и у всего русского винно-водочного сообщества, потому что продвижение вина – слишком длинная и слишком сложная история, чтобы на нее всерьез ставить.

Во всем мире продвижение кухни – это работа производителей продуктов и вина при поддержке региональных или национальных организаций, коммерческих и некоммерческих – вроде Sopexa во Франции или регионального отдела Slow Food. Испанская или там каталонская кухня известна не столько благодаря Феррану Адриа, сколько работе безымянных жителей Барселоны и Сан-Себастьяна, офисов по туризму и сотен книг и миллионов журнальных статей на тему паэльи и розовых вин из Пенедеса.

Есть, конечно, примеры отдельного взлета – Рене Редзепи и его копенгагенская Noma, но это скорее стимул для развития датских поваров, чем для интернациональной кухни. И другая история: испанская кулинарная революция была связана с открытостью страны после падения режима Франко, с появлением целой генерации энергичных подвижников. Вот эти подвижники и организовали массу крупных поварских симпозиумов и фестивалей, на одном из которых, как раз в Сан-Себастьяне, был несколько лет назад представлен мировому сообществу и сам Анатолий Комм.

Профессиональная среда, объединенная общими идеями и ценностями, – это серьезный фактор для продвижения – в ресторанном бизнесе даже в негастрономических странах задействовано множество людей. Но во взаимодействии русской и международной гастрокультур слишком мало объединяющих факторов: миниатюрный фестиваль Omnivore, отдельные гастроли и несколько ресторанов под великими брендами, одинаковые как в Москве, так и в Париже.

Есть, правда, организация под названием «Пир», которая за пятнадцать лет выстроила основательную базу людей и компаний, но их ежегодные выставки больше похожи на обычные отраслевые слеты, чем на встречу всемирных махатм. Там нет главной сцены, большого зала, нет способов общения, которые могли бы привести к заинтересованному участию иностранцев и лучших русских, объединить это все в одну работающую систему, какой является, например, Madrid Fusion – один из крупнейших гастрономических конгрессов в мире. При этом наверняка сюда поедут люди, если все будет сделано более или менее нарядно, ездят же первые лица компаний на разные русские экономические слеты, не говоря про саммит в Петербурге.

Я знаю, что мысли про такую историю возникают время от времени в головах поваров, в частности, ассоциация шефов и кондитеров под предводительством Юрия Рожкова и Константина Ивлева мечтает о чем-то подобном, но всем им не хватает ресурсов – организационных и финансовых. Организационные есть у «Пира», финансовые могли бы найтись у русских виноделов, переживающих сейчас что-то вроде подъема. Вместе могло бы что-то получиться. Кстати, в Москве в конце октября в дюжине ресторанов будет проходить первый большой фестиваль русских вин: повара готовят меню, а виноделы представляют то, что наделали в погребах. Там есть на что посмотреть. Это, конечно, не тот масштаб, который позволяет задумываться о будущем с планетарным замахом. Но, с другой стороны, надо же с чего-то начинать.

Автор – главный редактор журнала «Афиша-Еда»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать