Для чего собирается Всемирный женский форум

Участницы обсуждают права мотогонщиц, «последствия арабской весны», пьют шампанское и занимаются нетворкингом
Lorraine Pastre/ The Women's Forum for the Economy and Society

Китаянки, африканки, немки, американки, бразильянки на этом празднике женской жизни пьют шампанское, красят ногти в модные цвета, обмениваются визитками – занимаются нетворкингом

Международный конгресс-центр в Довиле, над которым реют бело-синие флаги Всемирного женского форума, едва возвышается над знаменитой набережной – очевидно, чтобы не портить вид на Ла-Манш владельцам недвижимости и знатным постояльцам пятизвездочных отелей. Спускаясь с этажа на этаж, как бы все больше углубляешься в женский вопрос.

Семинары между съемками

На верхнем уровне, рядом с фотоколлажами молодых китайских художниц, учтивые француженки угощают кофе Nespresso или чаем Kusmi восьми сортов. С минус первого этажа доносятся взрывы хохота: делегатки со всего мира позируют на фоне стены с логотипами форума и по просьбе фотографа радостно вопят и машут руками. Отснявшись и отсмеявшись, они возвращаются в конференц-залы. Здесь можно послушать рассуждения о том, как «арабская весна» превратилась в новую «бурю в пустыне», или присоединиться к дискуссии о том, как западной финансовой системе восстановить подорванное кризисом доверие.

А внизу – самое интересное. Можно пойти направо, в Аудиториум, где проводятся главные заседания. За три дня здесь выступили вице-председатель Европейской комиссии Вивиан Рединг, министр Франции по правам женщин Нажат Валло-Белькасем, лауреат Нобелевской премии мира 2003 года, иранская правозащитница Ширин Эбади и другие очень влиятельные женщины. Но лучше повернуть налево, в зону свободного общения Discovery. Здесь та же Эбади вместе со своей переводчицей дегустируют экологическое шампанское Pop от Pommery. Тут фотографируются на айпэд дамы из африканской делегации: одна – с ультракороткой стрижкой и в черном деловом костюме, другая – в традиционном бирюзовом балахоне и с фиолетовыми афрокосичками.

Вокруг идет сразу несколько дискуссий – чтобы все друг друга слышали, раздают беспроводные наушники, а ведущие говорят в радиомикрофоны не повышая голоса. Я останавливаюсь возле участниц семинара под названием «Только не говорите маме, что я работаю инженером... она по-прежнему думает, что я занимаюсь модой». Ведущая – совсем юная девушка из крупной французской инжиниринговой компании Altran – спрашивает аудиторию, какие ассоциации с ходу вызывает слово «инженер». «Умный», «технарь», «занудный», «необщительный», «много пьющий» – подбирают эпитеты дамы-инженеры. «А теперь скажите, посоветуете ли вы профессию инженера своим дочерям, и если да, то почему», – не сдается ведущая. Аудитория оживляется, все наперебой предлагают аргументы «за».

Неподалеку от инженерного семинара консультанты Barclays Bank душевно, тет-а-тет беседуют с делегатками форума об их финансовых проблемах. В Barclays есть целый департамент по обслуживанию женщин, накануне его руководители тоже устраивали семинар в Discovery. Кстати, мужчины в женском департаменте тоже работают. Да и в целом на форуме дискриминации по половому признаку не наблюдается – мужчины тут не редкость, от выступающих до официантов.

Но все-таки это форум для женщин, придуманный женщинами. Прямо тут же, в Discovery, на выходе с очередного семинара я натыкаюсь на дам, выполняющих какие-то расслабляющие упражнения. Потом обнаруживаются два массажиста за работой, у одного даже есть массажная кушетка. «Маникюра только не хватает для полноты картины», – думаю я. И тут же вижу очередь к стенду Sephora, где всем желающим бесплатно делают не только маникюр, но и макияж.

Общими усилиями

Довильский форум проводится уже в восьмой раз, в этом году его тема – «360 градусов роста». Особое внимание уделено Китаю и Африке, где с экономическим ростом все в порядке уже много лет, невзирая на глобальные кризисы. Правда, политическая ситуация в Китае, с точки зрения западных наблюдателей, не столь радужна – и китайская делегация в Довиле с ними, в общем, согласна. Качество жизни в Китае, особенно в том, что касается гражданских свобод, оставляет желать лучшего; интернет – полностью под цензурой; блокируются не только все западные сайты, но даже поисковые запросы типа Nike или Ferrari, если эти бренды упоминаются в невыгодном властям контексте. «Нам здорово помог бы экономический кризис, такой настоящий шок... Китай уже на пороге политической революции», – пророчит со сцены Аудиториума китайско-американский политолог Миньсинь Пэй. Его коллеги-женщины менее категоричны: да, мощные изменения назревают, но когда они произойдут – непонятно.

«Интересы женщин разнятся в зависимости от того, откуда они, – говорит президент Женского форума Вероник Морали. – Для тех, кто с Запада, самые главные темы сейчас – участие в политике и общественной жизни, а также равноправие в трудовых вопросах и уязвимость перед лицом кризиса. Вы сами видите, что женщин во власти и в органах управления компаниями мало. Паритет не соблюдается». Под паритетом на форуме подразумевают то, что женщины составляют половину населения Земли и должны быть соответственно представлены во всех сферах человеческой деятельности. Видимо, поэтому особой популярностью в Discovery пользовались семинары «Женщина во власти – табу или новая модель управления?» и «Чем собеседование в совете директоров отличается от интервью с работодателем». А также «Женщины в мотоспорте» (ведущая – Мишель Мутон, единственная мотогонщица, выигравшая раунд чемпионата мира по ралли).

«Но в мире еще есть места, где идут войны и революции, и там у женщин совсем другие проблемы – порой их интересы там вообще не берутся в расчет, – замечает Морали. – И мы вместе обсуждаем, что тут можно сделать».

Совместные обсуждения, налаживание связей – на Довильском форуме все это называется Women's Networking. Вот в студии «Агора» обсуждают проблему женской самореализации. Заместитель директора Human Rights Watch по чрезвычайным ситуациям Анна Нейстат вспоминает командировки в Чечню, Афганистан и другие горячие точки: «Женщины – мои лучшие свидетельницы: ведь мужчины в основном рассказывают не о том, что на самом деле произошло, а о своей роли в этом деле».

Ведущая – бразильская журналистка Ана Паула Падрао подхватывает тему: «Я часто бывала по работе в Афганистане и встречалась там с единственной женщиной-губернатором в стране, причем она руководит той провинцией, в которой талибы взрывали гигантские статуи Будды, так что сами понимаете, жизнь у нее непростая. Я спросила, какой бы совет она дала всем женщинам мира, будь у нее возможность обратиться к ним. И знаете, что она сказала? «Давайте работать вместе, давайте объединяться!» То есть она тоже думает не о своих проблемах, которых у нее по горло, а про нетворкинг. Хороший пример для всех нас!»

Забытая Россия

Китаянки, африканки, француженки, немки, американки, бразильянки – на этом празднике женской жизни они пьют шампанское, красят ногти в модные цвета, обмениваются визитками – занимаются нетворкингом. Есть даже делегация палестинских блогерш из сектора Газа. Они с трудом говорят по-английски, но активно пишут обо всем происходящем в своих блогах и пользуются успехом у западных телеканалов. Особенно серьезная девушка в зеленом хиджабе, которая периодически надевает на экран своего ноутбука розовую рамку с роскошными кружевными воланами. Наверное, в таком обрамлении не страшны даже самые жуткие новости из долины реки Иордан.

Розово-кружевной ноутбук, снаружи украшенный еще и портретом хозяйки при полном макияже, – дикий, но симпатичный символ ближневосточной эмансипации. Как вспоминает Морали, в прошлом году здесь же, в Довиле, было много разговоров об «арабской весне». «В этот раз женщины с Ближнего Востока рассказывали, что в результате этой «весны» ситуация с равноправием полов не улучшилась, скорее наоборот», – констатирует она.

Но где же русские, кроме меня? Из 1300 участниц форума – всего две соотечественницы: Анна Нейстат, представляющая американскую правозащитную организацию Human Rights Watch, да Ольга Линде из московского бюро консалтинговой компании Bain. За одним обедом соседки по столу сочувственно спрашивают меня, в чем на самом деле провинились Pussy Riot. За другим, между устрицами и ризотто, не менее сочувственно интересуются, насколько тяжело работать журналистом, когда в стране нет свободы слова. И это все, с чем ассоциируется Россия у женщин всего мира? Инженерам и то лучше.

Вероник Морали признает: «В этот раз мы так сосредоточились на Китае и Африке, что совершенно упустили из виду такую огромную страну, как Россия. Следующую глобальную встречу мы посвятим Восточной Европе». А после интервью предлагает поучаствовать в составлении повестки дня. Women's Networking в действии.