Россияне не хотят осваивать финансовую грамоту

Спецкор «Пятницы» посетил Первый всероссийский конгресс по финансовому просвещению
Е.Кузьмина/ Ведомости

Единственной удачной попыткой привести россиян на рынок Горюнов признал народное IPO пятилетней давности. «Но тогда президент по десять раз в день говорил из телевизора, что «Роснефть» – лучшая компания, и 150 тысяч человек пришли на рынок». Правда, оговорился Горюнов, результаты были не очень позитивные, но главное ведь – подход.

Мы встречались с офицерами, обслуживающими космодром в Мирном. У них зарплата существенная, а тратить некуда

Семнадцатого октября в киноконцертном зале «Президент-отеля» состоялся Первый Всероссийский конгресс по финансовому просвещению российских граждан. Присутствовали почти пятьсот человек – в основном все работники региональных финансовых компаний в черных костюмах и бордовых галстуках. В зале было прохладно, пахло свежими визитками, и где-то за стеной играла флейта. Почти все спикеры, разместившиеся на сцене, были членами экспертной группы по финансовому просвещению. Созданная при Федеральной службе по финансовым рынкам России в 2008 году, группа эта состоит из специалистов в области экономики, социологии и фондовых рынков, которые взяли на себя непосильную задачу – пробудить в упрямых российских гражданах интерес к рыночной экономике.

Впрочем, первое слово председатель группы Анатолий Гавриленко предоставил не своим экспертам, а Анне Зеленцовой из Министерства финансов РФ. Там, оказывается, тоже озабочены низким уровнем финансовой грамотности в стране. Явно соперничая с ФСФР, они создали свою группу по развитию финансового образования. Зеленцова представила публике объемный доклад, смысл которого можно было уложить всего в четыре слова: россияне не считают денег.

– Очень короткий горизонт планирования, – жаловалась Анна, – 11% россиян имеют тенденцию тратить все, что у них есть, и сразу. Когда участников опроса спрашивают: «Вам хватит пенсии на старость?», они говорят: «Нет». Их спрашивают: «Вы что-то делаете для того, чтобы это изменить?» Они отвечают: «Нет». И так 70% населения. Парадокс!

Не улучшают ситуацию и банки, которые постоянно перекредитовывают малодоходные семьи, сажая их, как выразилась Анна, «на крючок». В этой драматической ситуации проектная группа при Министерстве финансов предлагает национальную стратегию повышения финансовой грамотности. Основная аудитория – школьники, будущие инвесторы, для которых надо строить образовательные центры. А их учителей отправлять на финансовые тренинги, заодно подтягивая туда и журналистов, и госслужащих.

Вторым номером выступала Диана Кроссан – руководитель комиссии по вопросам финансовой грамотности и пенсионным доходам из Новой Зеландии. Там-то национальная стратегия принята еще в 2006 году. Есть даже этический кодекс для ее участников, которые обязуются оказывать финансовую помощь клиентам, не рекламируя собственные продукты. Каждую первую неделю сентября в Новой Зеландии проводится «Неделя денег», оживленно рассказывала Диана: по телевизору показывают популярные передачи о финансовых рынках, библиотеки предлагают тематическую литературу, повсюду семинары и форумы. Конечно, есть и сайт, где любой новозеландец от 5 до 105 лет может получить финансовую консультацию. Благодаря этому изобилию, каждый третий житель страны финансово грамотен.

Стоит заметить, что в Новой Зеландии проживают примерно пять миллионов человек, 80 тысяч особей птицы киви и большое количество рыб и грызунов. Очевидно, что при такой статистике нетрудно довести финансовую грамотность населения до превосходных показателей. Потому доклад Кроссан был принят собранием довольно спокойно.

Тем более что в Краснодарском крае дела идут не хуже, чем в Новой Зеландии. Там уже четвертый год финансовая грамотность повышается неуклонно – это стало ясно из доклада Татьяны Суржиковой, сотрудницы департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края. В ее благословенном краю школьники играют на уроках в «деловые игры», департамент проводит встречи с трудовыми коллективами, а для населения устраивают ярмарки финансовых услуг, где каждый может получить бесплатную консультацию по любому вопросу. Кроме того, департамент выпускает короткие учебные фильмы на DVD: их главный герой, одержимый любопытством, собирает сведения об инвестициях, финансовых пирамидах, рисках и т.п.

Начальник управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР Вячеслав Крылов заявил, что население в первую очередь надо учить сберегать средства, страховать риски и распоряжаться капиталом (если он есть). Роман Горюнов, президент НП РТС, упирал на то, что необходим новый, положительный образ инвестора.

– Вы видели хоть один положительный образ инвестора по телевидению? – восклицал Горюнов. – Ведь у населения в голове ни одна финансовая модель не укладывается в принципе!

Доклад президента медиагруппы РЦБ Александра Коланькова публика слушала с особенным интересом. За два года он с просветительскими целями посетил 34 города России.

– Наша целевая аудитория широка, – рассказывал Коланьков, – это школьники, студенты, преподаватели, малый бизнес и муниципалитет. Были мы и на предприятиях. Встречались с подводниками в Северодвинске и с офицерами, обслуживающими космодром в Мирном. У них, кстати, зарплата существенная, а тратить некуда, поэтому вопросов было много.

При этом радости в голосе Коланькова не было. Он честно признался: в каждом городе у них был «контакт» не более, чем с тысячью жителей, собрать больше пока не получается. Население как будто нарочно игнорирует все попытки поднять его финансовую грамотность, сопротивляется, хранит деньги под матрасом.

Но это можно понять. На ярмарке финансовых услуг веселья маловато, а до Недели денег мы еще не дожили.