"Рамона" Резо Габриадзе: Любовь к паровозам и цирку-шапито

В новом спектакле «Рамона» Резо Габриадзе прощается с миром, который скоро некому будет вспомнить
Куклы Габриадзе кажутся людьми из прошлого/ В. Федоренко/ РИА Новости

В Москву приехал тбилисский Театр марионеток Резо Габриадзе. Его создатель, знаменитый сценарист, режиссер, драматург, объехавший со своими спектаклями весь белый свет, на этот раз показывает две работы: давно прославленный «Сталинград» (1996) и обновленную «Рамону»: новый вариант – в самом деле премьера.

Влюбленным паровозам Эрмону и Рамоне, говорящим голосами Сергея Гармаша и Чулпан Хаматовой, необходимо расстаться: Эрмон по долгу службы обязан мчаться на другой конец СССР, Рамона обречена ездить все по тому же маршруту на маленькой районной станции, 300 метров туда и 300 обратно. В историю любви и разлуки двух паровозов вплетаются приключения цирка шапито, который во что бы то ни стало должен попасть в курортный городок Цхалтубо. Артисты обеднели, денег на билеты у них нет, цирковые лошади не могут тащить поклажу, и Рамона соглашается бросить пост и отвезти бедолаг до места выступления.

Сложится или не сложится все в конце концов у Рамоны и Эрмона, который посылает любимой «поцелуи товарными вагонами» и устные письма через репродуктор на телеграфном столбе, доберутся ли циркачи до города, пройдется ли по канату под самым куполом грациозная гимнастка Амалия – не так важно. Не затем сделан этот спектакль, чтобы привести нас к развязке, поэтому, возможно, она и кажется не слишком мотивированной. Но чтобы мы вгляделись не в уходящий, нет, в ушедший мир. Не остывший, не исчезнувший только в памяти режиссера. Наивные и совершенно живые железные паровозы, дымящие трубами, пыхтящие, исхудавший поросенок Виктор, лошади с веревочными гривами и хвостами, умеющие танцевать на шаре, нежная балерина в красной юбочке, велеречивый и всклокоченный шпрехшталмейстер, после фокуса с распиливанием потерявший вторую половину, а вскоре получивший письмо от собственных ног... Вот во что предлагает нам всмотреться и вслушаться Резо Габриадзе.

Рамона формулирует его мысль с последней ясностью. «Мы – уходящая натура», – говорит она. Скоро и паровозы, и клоуны с красными носами будут пылиться в музее, на заднем дворе. Торопитесь же увидеть этот мир, который источал совершенно другие запахи (машинного масла! угля! пыли!) и светился иными красками, оттого и палитра спектакля – акварельная, смиренная, здесь нет кричащих цветов, как не было их и тогда, в послевоенной Грузии, Грузии детства режиссера, о которой он вспоминает.

Печаль его светла, а метафоры ненавязчивы: цирк шапито напоминает чудесный корабль, который тихо плывет по сцене, словно по волнам уходящего времени. Его не догнать и не вернуть, но можно хотя бы запомнить.

Студия театрального искусства, 6, 7, 11, 12 ноября – «Рамона», 8, 9, 10 и 13 ноября – «Сталинград»