Полтора года в «капсуле выживания»

73-летний швед намерен совершить кругосветку в лодке размером чуть больше ванны
www.yrvind.com

«Она будет погружаться носом в воду, опрокидываться и возвращаться в исходное положение. А я буду лежать в кровати и спокойно читать»

Мореплаватель и строитель лодок Свен Ирвинд совершит кругосветное путешествие на лодке, которая чуть больше ванны. 73-летний швед возьмет с собой книги, 400 килограммов провианта и втиснется в «капсулу выживания» – так он называет свое плавсредство. Он проведет в нем около полутора лет, будет читать, вести записи, думать. Сейчас Ирвинд полностью поглощен строительством лодки. «Я буду в полной безопасности. Правильно сделанная маленькая лодка прочнее крупного корабля, – утверждает Ирвинд, демонстрируя в своей мастерской недостроенное судно. – Моя похожа на брошенный в море мячик для пинг-понга, он никогда не сломается».

Однако скептики высказывают опасения: лодка может не выдержать столкновения с китом или айсбергом, а сам Ирвинд может тронуться рассудком в таком крошечном пространстве. Но друзья кораблестроителя утверждают, что он все тщательно продумал. «Вот если бы он заперся в квартире и не отрывался от телевизора, тогда стоило бы волноваться, – говорит 25-летний яхтсмен Томас Гран, который в 2007 году совершил плавание с Ирвиндом. – Определенный риск есть, но задача как раз состоит в том, чтобы минимизировать его за счет надежной конструкции. Этот человек – самый опытный строитель малых лодок из всех, кого я знаю».

Пока что Ирвинд отпустил бороду, старательно тренируется и соблюдает диету. Каждый день жители шведского Вестервика видят, как он ездит на велосипеде, взбирается на гору, плавает на каяке или пробегает 12 километров. Ежедневно он подтягивается по шесть раз и контролирует количество потребляемых калорий, питаясь дважды в день и перекусывая фруктами. В море его рацион будет в основном состоять из мюслей, сардин и дождевой воды, изредка – из пойманной макрели.

Выходец из семьи моряков, Ирвинд получил известность благодаря своим лодкам для одиночного плавания. На шестиметровом судне он в одиночку обошел мыс Горн, за что в 1980 году британский Королевский морской клуб вручил ему медаль, а потом Музей судоходства Новой Англии включил его в Зал славы моряков-одиночек. Последнее достижение Свена Ирвинда – 45-дневный трансатлантический переход осенью 2011 года на пятиметровой лодке (в надежности которой тоже многие сомневались).

Теперь Ирвинд хочет отправиться в кругосветку на лодке длиной всего три метра – вдвое меньше той, на которой в 2010 году был установлен мировой рекорд непрерывного перехода вокруг света. Yrvind 10 из композитных материалов, со скругленными носом и кормой, с двумя парусами будет весить полторы тонны. По словам конструктора, соотношение длины к ширине, скругленные углы и низкий центр тяжести (в полу он сложит книги и провизию, упрятанные в водонепроницаемые контейнеры) позволят лодке быстро выравниваться, если ее перевернуть. «Она будет погружаться носом в воду, опрокидываться, но всегда вернется в исходное положение, – говорит Ирвинд, показывая, как он привяжется ремнями к кровати шириной 80 сантиметров. – Не важно, как будет крутить и швырять лодку: я будут лежать в кровати и спокойно читать». На палубе предусмотрен специальный канат, которым мореплаватель будет пристегнут, чтобы его не смыло в океан.

Путешествие длиной 30 тысяч морских миль (55,5 тысячи километров) начнется у южных берегов Ирландии. Затем лодка направится к Южной Африке и пройдет вдоль Восточного побережья Австралии. Ирвинд должен будет преодолеть весь штормовой Южный океан, оставить позади мыс Горн и Ревущие сороковые – широты, где сильнейший ветер поднимает десятиметровые волны (плавание в открытом судне здесь создает ощущение, будто вы высунули голову из автомобиля, несущегося по шоссе на полной скорости). К тому же в районе мыса Горн есть большой риск напороться на айсберг, отчего погибли некоторые моряки.

Но всего этого мало. Швед хочет совершить свое путешествие, не заходя в порты, чтобы пополнить свои запасы или передохнуть. Некоторые друзья пообещали снабжать его фруктами, но Ирвинд – урожденный Свен Лундин, взявший в качестве фамилии слово, которое по-шведски обозначает «ураган», – не особо рассчитывает увидеть кого-нибудь в открытом море. «Я ищу одиночества и мира», – говорит он. Ирвинд рассчитывает, что за перемещениями лодки можно будет следить с помощью трекера, который заработает на его сайте. Этим использование современных технологий не ограничится: внутрь лодки он поместит крошечный педальный генератор, чтобы заряжать электронную книжку, в которой будет около 100 тысяч произведений. А еще у него будет около 100 килограммов бумажных книг.

WSJ, 24.10.2012. Перевод Сергея Петрова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать