В самолете теперь устраивают чайные церемонии

Чай по-китайски, по-английски или по-русски начали предлагать многие авиакомпании

Осенью у «Трансаэро» появилась новая услуга - теперь вместо обычного десерта пассажирам бизнес-класса и класса «Империал» на рейсах в Америку и самых популярных европейских направлениях (Лондон, Париж, Рим, Франкфурт и т.д.) сервируют «Чаепитие по-русски». В меню, которое составило для авиакомпании «Кафе Пушкинъ», чай с чабрецом и мятой, пирожки с яблоками и вишней, ватрушки, сдобное печенье с орешками, цукатами и шоколадной крошкой. Вместо джема - клубничное и вишневое варенье, цветочный и гречишный мед, и даже традиционной для бизнес-класса фарфоровой чайной паре можно предпочесть большую «домашнюю» кружку. «Мы вдохновились традиционным английским чаепитием, которое подают в бизнес-классе British Airways, - рассказывает Наталья Рачкова, представитель директората по корпоративным коммуникациям «Трансаэро». - Но решили придать ему русский колорит».

Свой вариант «Чайного стола» к началу летней навигации планирует представить и «Аэрофлот». Сейчас компания «Аэромар», организующая питание на его рейсах, разрабатывает два сценария чаепития: европейский с классическими десертами и русский с конфетами, баранками и вареньем - какой из них станет окончательным, пока не решено.

За две минуты

Чаю в последнее время уделяют все больше внимания не только отечественные авиакомпании. Согласно исследованию, проведенному американским Disney Institute (разрабатывает стратегии для улучшения бизнес-процессов), подача чая важна для того, чтобы перелет запомнился. Проанализировано все (вплоть до того, должна ли позвякивать ложечка в чашке), и сформулированы основные правила. Среди них - присутствие на борту обученного персонала для подачи чая, чайная карта, китайский фарфор, чайник в стеганом чехле. Определен даже хронометраж: после того как лист заварен, пассажир должен ждать напитка не более двух минут. И все это для того, чтобы, увидев пар над чашкой, почувствовав аромат, услышав звон фарфора (в исследовании подробно перечислены все источники впечатлений), пассажир во всей полноте ощутил свой особый статус.

С элементами кунг-фу

Многие авиакомпании привлекают опытных экспертов. Например, чаепитие в бизнес-классе на трансатлантических рейсах British Airways сервируется совместно с отелем The Dorchester и включает в себя несколько сортов дорогого чая, миниатюрные бутерброды, сконсы со взбитыми сливками и джемом, песочное печенье ручной работы и пирожные. Пассажиров класса Diamond First на Etihad Airways начиная с этого года сопровождают шеф-повара с обязательным опытом работы в пятизвездочном отеле - при их участии составлена новая чайная карта. Теперь на этих бортах заваривают высокогорный чай с бергамотом, элитный цейлонский, зеленый японский, несколько фруктовых и чай по-арабски - с мятой и медом. Чайную коллекцию для Air France не так давно составили эксперты гастрономического дома Hediard, служба питания Japan Airlines воспользовалась услугами французского чайного дома Mariage Freres, а бразильский перевозчик TAM нанял Карлу Сауерессиг - ведущего латиноамериканского специалиста по чаю.

Рейсы China Southern Airlines сопровождает сертифицированный мастер китайской чайной церемонии. Услугу «Наслаждаясь чаем» предлагают и в бизнес-классе Hainan Airlines - пока клиенты изучают брошюру о традиционной культуре чая, им демонстрируют церемонию с элементами кунг-фу и заваривают самые дорогие сорта: пуэр, лунцзин, те-гуань-инь, билочунь. Однако и остальные все чаще выделяют чаепитие в отдельный курс, предлагая его либо сразу после обеда, либо между обедом и ужином. В Emirates - и в бизнес-, и в экономклассе - это традиционный английский файф-о-клок. На тележку выставляют этажерку с треугольными сэндвичами и пирожными, к теплым булочкам приносят клубничный джем и взбитые сливки, режут фруктовый кекс с миндалем и лимонный пирог. Чай тоже по-английски - с молоком, хотя можно и с долькой лимона. На Qatar Airways не так строго следуют меню, но по времени подачи это тоже типичный afternoon tea: свежезаваренный чай, пара небольших бутербродов, булочка с маслом, тарталетка, свежие ягоды и пирожное - правда, уже только для пассажиров бизнес-класса. Turkish Airlines, где чаепития пассажирам комфорт-класса стали предлагать совсем недавно, и вовсе придумали вариант, где к чаю приносят ассорти сыров, экзотические фрукты и тарелку пирожных.

Носик - в сторону!

Впрочем, составить меню недостаточно - чай в самолете еще надо уметь подавать. Поэтому бортпроводникам «Трансаэро» и «Аэрофлота» теперь устраивают регулярные мастер-классы в ресторанах, а в школе «Джет-сервис» для стюардесс бизнес-авиации в базовый тренинг включили курс «Чайный сомелье». «Мало запомнить, с какой стороны нужно подходить к пассажиру или в какую сторону отворачивать носик чайника, - объясняет преподаватель школы Наталья Шелест. - В самолете нет шеф-повара, поэтому бортпроводник бизнес-авиации должен сам составлять чайную карту, подбирать десерты под вкус конкретного сорта чая, уметь заваривать его и правильно хранить». Конечно, до винных коллекций, которые предлагают в премиальных классах авиакомпаний и на бизнес-джетах, чайным пока еще далеко, но отношение к ним самое серьезное.