Кинофестиваль в Тбилиси: Кто сыграет гангстера Кобу?

Третий Фестиваль кино России и других стран Содружества в Тбилиси укрепил режиссера Алексея Балабанова в его желании снять фильм о гангстерской молодости Иосифа Сталина
Ретроспектива Балабанова прошла на ура/ А.Николаев/ ИТАР-ТАСС

Балабанов, на которого после выхода первого «Брата» многие крепко обиделись за резкое трамвайное слово главного героя в адрес распоясавшихся пассажиров-кавказцев, представил в Тбилиси ретроспективу своих фильмов, снятых в нулевые годы, включая недавний «Я тоже хочу». Ценители его творчества ежевечерне собирались в одном из залов кинотеатра «Руставели» и жадно ловили каждое слово из двух-трех оброненных им перед сеансом, собиратели автографов охотились за ним в фойе как за звездой. Сам он предпочитал охотиться за городскими впечатлениями и, накопив их, пришел к выводу, что Тбилиси, несмотря на фрагментарные и порой спорные обновления его парадного облика, остается – только сверни с центральных улиц – отличной декорацией начала прошлого века для задуманного им несколько лет назад истерна о молодом бандите и грабителе, будущем отце народов.

Уже получено продюсерское благословение Сергея Сельянова, вместе с которым Балабанов сделал почти все свои фильмы, и даже, говорят, достигнута устная договоренность о скидках на производственные услуги местных продакшн-компаний. Теперь дело за сценарием и актером на главную роль. Снимать профессиональных лицедеев Балабанов, как известно, окончательно разлюбил, зато с людьми близких Кобе профессий, что тоже не секрет, водит дружбу. А потому не исключено, что обаятельный (как-никак герой истерна) и безжалостный усач с большой грузинской дороги будет им обнаружен в славных рядах тамошнего криминалитета, но это лишь мои безответственные догадки, не более.

Зная радикального художника Балабанова, легче предположить, что его фильм, если он состоится, станет скорее увесистым булыжником, летящим по самой неожиданной траектории, нежели кирпичом в фундаменте заново возводимого здания российско-грузинских отношений. Изготовить такой кирпич – ладный, без зазубрин, приятный на ощупь глазами – взялся молодой режиссер Резо Гигинеишвили, и это у него получилось. Роль в его мелодраме «Любовь с акцентом», любовно снятой в Грузии и с успехом показанной на фестивале, стала одной из причин, по которой актрисе Михалковой досталась памятная доска с бронзовым профилем актрисы Софико Чиаурели – приз за вклад в дело российско-грузинской межкультурной дружбы. Хотя по сюжету ее героиня Хельга отправляется в Тбилиси на поиски мужчины своей жизни из Вильнюса, так что здесь речь скорее должна идти о символической попытке оплодотворить грузино-литовские отношения. Но это частности. К тому же фестиваль, придуманный два с лишним года назад продюсерами Константином Лузиньяном-Рижинашвили и Георгием Базгадзе, с самого начала не стал ограничивать круг своих обязанностей только лишь знакомством тбилисцев с новым российским кино. Вот и на этот раз среди трех десятков фильмов, показанных за пять фестивальных дней на экранах «Руставели», оказалась многосоставная европейская копродукция в двух видах («В тумане» Сергея Лозницы и «Пыль времени» трагически погибшего греческого классика Тео Ангелопулоса), а также «Пустой дом» Нурбека Эгена, снятый при участии Киргизии, и украинский байопик «Тот, кто прошел сквозь огонь» – невероятная история советского военного летчика, который, пережив немецкий плен и сталинский лагерь, ценой невероятных приключений добрался до Канады, прибился там к индейскому племени и получил от новых соплеменников имя, вынесенное в название фильма Михаила Ильенко.

Тбилиси