Статья опубликована в № 3241 от 29.11.2012 под заголовком: Спасибо, Джон

Выставка к 100-летию Кейджа: Спасибо, Джон!

Выставка «Эксперименты Джона Кейджа и их контекст» – глубокий поклон русских почитателей великому экспериментатору. Их работ здесь больше, чем самого Кейджа
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Русские артисты чтут Кейджа как родного
М.Стулов / Ведомости

Выставка в фонде «Екатерина» – только часть мероприятий, устроенных Государственным центром современного искусства в честь столетия Джона Кейджа, музыкального сочинителя и неутомимого выдумщика, автора самого знаменитого и до сих пор непревзойденного перформанса (или музыкального произведения, или буддистского недеяния) 4'33'' – «4 минуты 33 секунды тишины». Но эта выставка – существенная его часть, требующая внимания сама по себе, хотя в ожидании следующей выставки – «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», а она должна открыться только через месяц – нынешнее чествование напоминает банкет до появления юбиляра.

Сам Кейдж на выставке присутствует скромно: в фильме Нам Джун Пайка «Оммаж Джону Кейджу» он исполняет 4'33'' на улице, а в записи другого классического своего перформанса, «Вариации7», выступает режиссером действа с использованием телефонной станции, блендера, соковыжималки, микрофонов, установленных в разных конца Нью-Йорка, команды инженеров и не сидящих на месте зрителей. Все это не раз было показано, выставкам про перформансы или движение «Флюксус» без знаковых придумок Кейджа не обойтись. В послевоенном художественном мире, во времена упорного стирания границ между искусством и всем остальным, он был одним из лидеров движения к полной свободе творчества на случайных территориях, продолжателем дел пионеров авангарда.

Учителей Кейджа на выставке представляет Марсель Дюшан с обворожительными офортами из цикла «Большое стекло». Ну а учениками и последователями заполнено все остальное пространство. Первые среди них – композитор Владимир Мартынов (изящные графические листы, похожие на партитуры) и музыкант Владимир Тарасов (плохо транслируемая видеоинсталляция с алеаторической озвучкой).

Остальные поклонники, лучшие представители старшего поколения отечественного современного искусства – от Андрея Монастырского до Дмитрия Гутова, выдали свои оммажи юбиляру. Кто-то изготовил новые, другие воспользовались давними историями. В качестве свадебного генерала предстал Илья Кабаков – листами из альбома «Мучительный Суриков», рисованными без видимого кейджевского влияния.

Надо сказать, что свежие подарки юбиляру по большей части шуточные. Кейдж и близкие ему по духу современники настолько последовательно и вдумчиво выполнили свою историческую разрушительную работу, что их последователям серьезных дел не осталось. А вернуть искусство в границы, где оно бы, как встарь, расцветало, уже невозможно.

До 20 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more