Выставка к 100-летию Кейджа: Спасибо, Джон!

Выставка «Эксперименты Джона Кейджа и их контекст» – глубокий поклон русских почитателей великому экспериментатору. Их работ здесь больше, чем самого Кейджа
Русские артисты чтут Кейджа как родного/ М.Стулов/ Ведомости

Выставка в фонде «Екатерина» – только часть мероприятий, устроенных Государственным центром современного искусства в честь столетия Джона Кейджа, музыкального сочинителя и неутомимого выдумщика, автора самого знаменитого и до сих пор непревзойденного перформанса (или музыкального произведения, или буддистского недеяния) 4'33'' – «4 минуты 33 секунды тишины». Но эта выставка – существенная его часть, требующая внимания сама по себе, хотя в ожидании следующей выставки – «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», а она должна открыться только через месяц – нынешнее чествование напоминает банкет до появления юбиляра.

Сам Кейдж на выставке присутствует скромно: в фильме Нам Джун Пайка «Оммаж Джону Кейджу» он исполняет 4'33'' на улице, а в записи другого классического своего перформанса, «Вариации7», выступает режиссером действа с использованием телефонной станции, блендера, соковыжималки, микрофонов, установленных в разных конца Нью-Йорка, команды инженеров и не сидящих на месте зрителей. Все это не раз было показано, выставкам про перформансы или движение «Флюксус» без знаковых придумок Кейджа не обойтись. В послевоенном художественном мире, во времена упорного стирания границ между искусством и всем остальным, он был одним из лидеров движения к полной свободе творчества на случайных территориях, продолжателем дел пионеров авангарда.

Учителей Кейджа на выставке представляет Марсель Дюшан с обворожительными офортами из цикла «Большое стекло». Ну а учениками и последователями заполнено все остальное пространство. Первые среди них – композитор Владимир Мартынов (изящные графические листы, похожие на партитуры) и музыкант Владимир Тарасов (плохо транслируемая видеоинсталляция с алеаторической озвучкой).

Остальные поклонники, лучшие представители старшего поколения отечественного современного искусства – от Андрея Монастырского до Дмитрия Гутова, выдали свои оммажи юбиляру. Кто-то изготовил новые, другие воспользовались давними историями. В качестве свадебного генерала предстал Илья Кабаков – листами из альбома «Мучительный Суриков», рисованными без видимого кейджевского влияния.

Надо сказать, что свежие подарки юбиляру по большей части шуточные. Кейдж и близкие ему по духу современники настолько последовательно и вдумчиво выполнили свою историческую разрушительную работу, что их последователям серьезных дел не осталось. А вернуть искусство в границы, где оно бы, как встарь, расцветало, уже невозможно.

До 20 января