Стиль жизни
Бесплатный
Александра Машукова

Редкие кадры из архива Чарли Чаплина

В Москве показывают фотографии Чаплина-дебютанта и семейную хронику последних лет жизни комика
Bubbles Inc., Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Фильмы на студии «Кистоун» делались за неделю, в жанре «комедии пощечин», без сценария

Выставку «Чаплин в картинках» подготовил тот же самый куратор Сэм Стурдзе, директор лозаннского Музея д'Элизе, что делал проект «Феллини. Гранд-парад» – его показывали здесь, в Мультимедиа Арт Музее, в 2011 году. А это значит, что экспозиция даст представление не только о самом Чаплине, но и об историческом и культурном контексте. И действительно, к разнообразным кино- и фотоматериалам, рассказывающим об актере, здесь добавлены старые плакаты и работы художников, на которых он оказал влияние. Например, Фернана Леже. Леже был поклонником Чаплина, посвятил образу Чарли незаконченный мультфильм «Шарло-кубист», фрагмент которого был включен в его экспериментальное кино «Механический балет» (1924). На выставке можно будет увидеть тиражную графику Леже, фрагменты из «Механического балета», сценарий к «Шарло-кубисту».

Но главное здесь, конечно, сам Чаплин. О том, как образ бродяги Чарли появился на свет, расскажет «Кистоунский альбом» 1914 года. Озаглавлен он по названию студии, куда устроился работать 24-летний артист мюзик-холла, приехавший из Британии, и где за год были сняты 35 короткометражек с его участием. Фильмы здесь делались за неделю, в жанре «комедии пощечин», без сценария. «Мы находим основную сюжетную идею, а затем следуем естественному ходу событий»– эти слова продюсера студии Мака Сеннета приводит Чаплин в своих мемуарах. Молодой актер с самого начала норовил встрять в процесс съемок с предложениями чем-нибудь разбавить бесконечные погони, что вызывало у коллег бурный протест. Впрочем, к концу пребывания Чаплина на студии «Кистоун» (то есть к концу 1914 года) в его режиссерской фильмографии уже значилось несколько короткометражек, а шебутной бродяга Чарли завоевал любовь публики.

Другой важный фотоархив выставки – более двухсот снимков, отражающих повседневную жизнь Студии Чаплина. Начиная с того ноябрьского дня 1917 года, когда Чарльз Чаплин перевернул лопатой первый кусок дерна на участке, расположенном на углу Ла Бреа и Сансет-бульвара. Студию выстроили в английском деревенском стиле, вокруг дома разбили сад с фруктовыми деревьями. Короткометражка 1918года «Как снимать кино», в свое время не вышедшая в широкий прокат, в шуточном ключе рассказывает о том же самом – окинобуднях. На ней секретарша приносит утром Чаплину (выступающему не в образе Чарли, а в своей настоящей жизненной роли директора студии) целую гору писем от поклонников; идет работа в монтажных и химической лаборатории, Чаплин проводит репетицию с актерами, сам поправляет грим и прическу актрисы. При этом наиболее впечатляющий и удивительно живой эпизод картины никак не связан с кинопроцессом– Чаплин просто срывает с дерева, растущего в саду студии, лимон. Вертит в руках, надкусывает, морщится, протягивает нам, отбрасывает в сторону и стремительно уходит из кадра.

«Как снимать кино» – не единственный уникальный материал, который покажут на выставке (фильмы будут крутить одновременно на 15 экранах). Будет тут и большая сцена из «Огней большого города», не вошедшая в финальный вариант картины. А еще 8-миллиметровые цветные фильмы, которые в доме Чаплина и его последней жены Уны снимали для себя. На этой семейной хронике пожилой Чаплин в окружении детей повторяет комедийные номера из своей молодости.

30 ноября – 17 февраля, ул.Остоженка, 16, www.mamm-mdf.ru

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more