Редкие кадры из архива Чарли Чаплина

В Москве показывают фотографии Чаплина-дебютанта и семейную хронику последних лет жизни комика
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Bubbles Inc., Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Фильмы на студии «Кистоун» делались за неделю, в жанре «комедии пощечин», без сценария

Выставку «Чаплин в картинках» подготовил тот же самый куратор Сэм Стурдзе, директор лозаннского Музея д'Элизе, что делал проект «Феллини. Гранд-парад» – его показывали здесь, в Мультимедиа Арт Музее, в 2011 году. А это значит, что экспозиция даст представление не только о самом Чаплине, но и об историческом и культурном контексте. И действительно, к разнообразным кино- и фотоматериалам, рассказывающим об актере, здесь добавлены старые плакаты и работы художников, на которых он оказал влияние. Например, Фернана Леже. Леже был поклонником Чаплина, посвятил образу Чарли незаконченный мультфильм «Шарло-кубист», фрагмент которого был включен в его экспериментальное кино «Механический балет» (1924). На выставке можно будет увидеть тиражную графику Леже, фрагменты из «Механического балета», сценарий к «Шарло-кубисту».

Но главное здесь, конечно, сам Чаплин. О том, как образ бродяги Чарли появился на свет, расскажет «Кистоунский альбом» 1914 года. Озаглавлен он по названию студии, куда устроился работать 24-летний артист мюзик-холла, приехавший из Британии, и где за год были сняты 35 короткометражек с его участием. Фильмы здесь делались за неделю, в жанре «комедии пощечин», без сценария. «Мы находим основную сюжетную идею, а затем следуем естественному ходу событий»– эти слова продюсера студии Мака Сеннета приводит Чаплин в своих мемуарах. Молодой актер с самого начала норовил встрять в процесс съемок с предложениями чем-нибудь разбавить бесконечные погони, что вызывало у коллег бурный протест. Впрочем, к концу пребывания Чаплина на студии «Кистоун» (то есть к концу 1914 года) в его режиссерской фильмографии уже значилось несколько короткометражек, а шебутной бродяга Чарли завоевал любовь публики.

Другой важный фотоархив выставки – более двухсот снимков, отражающих повседневную жизнь Студии Чаплина. Начиная с того ноябрьского дня 1917 года, когда Чарльз Чаплин перевернул лопатой первый кусок дерна на участке, расположенном на углу Ла Бреа и Сансет-бульвара. Студию выстроили в английском деревенском стиле, вокруг дома разбили сад с фруктовыми деревьями. Короткометражка 1918года «Как снимать кино», в свое время не вышедшая в широкий прокат, в шуточном ключе рассказывает о том же самом – окинобуднях. На ней секретарша приносит утром Чаплину (выступающему не в образе Чарли, а в своей настоящей жизненной роли директора студии) целую гору писем от поклонников; идет работа в монтажных и химической лаборатории, Чаплин проводит репетицию с актерами, сам поправляет грим и прическу актрисы. При этом наиболее впечатляющий и удивительно живой эпизод картины никак не связан с кинопроцессом– Чаплин просто срывает с дерева, растущего в саду студии, лимон. Вертит в руках, надкусывает, морщится, протягивает нам, отбрасывает в сторону и стремительно уходит из кадра.

«Как снимать кино» – не единственный уникальный материал, который покажут на выставке (фильмы будут крутить одновременно на 15 экранах). Будет тут и большая сцена из «Огней большого города», не вошедшая в финальный вариант картины. А еще 8-миллиметровые цветные фильмы, которые в доме Чаплина и его последней жены Уны снимали для себя. На этой семейной хронике пожилой Чаплин в окружении детей повторяет комедийные номера из своей молодости.

30 ноября – 17 февраля, ул.Остоженка, 16, www.mamm-mdf.ru

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more