Стиль жизни
Бесплатный
Джонатан Фойл

Чем пахли здания времен Людовика XIV

Архитектор-парфюмер занимается восстановлением запахов домов разных эпох
Bridgeman / Fotodom.ru

В комнатах можно было часто найти лаванду, шиповник или пряные травы – они, как считалось в Средневековье, защищали от чумы

Кажется, историкам архитектуры никогда не приходило в голову обратить внимание на запах здания, а не на его формы. При этом именно запах лучше многих других факторов помогает человеку запоминать определенные места и события, убежден Чендлер Барр, куратор отдела обоняния в нью-йоркском музее искусств и дизайна MAD.

Именно на обонятельные способности человека делает ставку Карлос Хьюбер, архитектор и парфюмер, основавший ароматический бренд Arquiste. Специалисты, работающие с Хьюбером, собирают запахи памятников архитектуры, затем смешивают их и составляют ароматы, характерные для определенных мест и эпох. Они много работают с объектами из списка Всемирного фонда памятников. Учитывая, что отреставрировать и физически сохранить удается далеко не все здания, подобная «ароматическая» консервация оказывается нужной альтернативой.

Архитектор-парфюмер не только собирает запахи. Так, на ужине, организованном Всемирным фондом памятников, Хьюбер совместно с шеф-поваром Роберто Сантибаньесом представлял исторические запахи в виде блюд. Среди них было одно под названием L'Etrog (что переводится с иврита как «цитрон»). Оно основано на аромате с аналогичным названием, который, по мнению Хьюбера, должен напоминать запах октябрьского бриза на берегу Тирренского моря году эдак в 1175-м. В основе L'Etrog цитрусы, финики, мирт и ветивер, распространенные в Израиле и южной Италии.

Конечно, далеко не все запахи прошлого столь приятны. В Jorvik Viking Centre в Йорке, например, запахи эпохи викингов воспроизводят с помощью «ароматов» и звуков опорожнения. Как замечает Хьюбер, вряд ли кто-то сегодня захочет пахнуть так, как пахли при дворе Людовика XIV – во времена, не отличавшиеся особым вниманием к гигиене. Но свою задачу Хьюбер видит не в детальной исторической реконструкции, а в воскрешении памяти. Поскольку ни одно историческое здание не может быть отремонтировано или отреставрировано без добавления нового культурного слоя, который неизбежно меняет характер памятника, Хьюбер пытается понять суть здания, изучив поэтапно все происходившие с ним изменения, – и именно эта суть составляет основу архитектурного парфюма.

Когда-то запахи были неотъемлемой частью дома, и каждому помещению соответствовал свой. Причем у них были определенные функции. Средневековые шкафы, например, устанавливали так, чтобы аммиачный запах из выгребной ямы отпугивал от лакомой одежды моль. Оранжереи с цветущими деревьями становились местом для зимнего променада. В комнатах можно было часто найти лаванду, шиповник или пряные травы – они, как считалось в Средневековье, защищали от чумы. В Северной Европе розами и миндальным маслом пахли комнаты больных и детей.

Конец эпохе естественных домашних запахов положили дровяные камины и кухни с печами. Впрочем, символы обоняния оставались в декоре интерьера. Так, с XVI века в Нидерландах потолок и панели над камином часто украшали фигурками людей и животных, ассоциирующимися с разными органами чувств, – за обоняние непременно отвечала собака породы бигль. Окончательно естественные запахи исчезли с появлением центрального отопления и целого арсенала химических моющих средств. Тем не менее у архитекторов по-прежнему есть возможность наполнить жилище ароматами, причем не только с помощью ароматизированных свечей или распылителей. Как и столетия тому назад, при строительстве используют материалы с сильным естественным запахом. А правильное сочетание дерева (в особенности дуба, сосны и кедра), глины, кожи, штукатурки и бетона вполне может создать «ароматный» интерьер и в современном доме.

Перевод Анны Арутюновой FT 30.11.2012

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать