Чем заняться на берегах озера Кинерет

Здесь показывают лодку – ровесницу Христа, радоновый источник и кормят вкусной рыбой святого Петра
Alamy/ ИТАР-ТАСС

На похожих лодках плавали в древней Галилее

Экскурсия Михаила Короля

Где: озеро Кинерет

Что: символ рыбы у древних христиан

На чем: на мини-вэне

Количество участников: 6 человек

Цена: $100 с человека (музеи включены)

Примерная продолжительность: с 8.00 до 18.00

В те времена, когда крест обозначал как для язычников, так и для христиан лишь солнце, схематическое изображение рыбок на стенках древних римских катакомб почиталось за символ Иисуса Христа (II век). Во-первых, по-гречески слово «рыба» – «ихтис» – издавна расшифровывалось как начальные буквы фразы Иисус Христос Тео Ииос Сотер (Иисус Помазанник, Божий сын, Спаситель). Так что рыба – символ земного, человеческого, воплощения Иисуса. Во-вторых, вода, где обитают рыбы, – основа обряда христианского крещения. Первозванные апостолы – братья Андрей и Петр были рыбаками, а потом и «ловцами человеков». Ну и конечно, в земной жизни Иисус являет немало чудес, связанных с рыбой: кормит тысячи голодных, помогает апостолам, когда не клюет, поймать за один раз аж 153 рыбины, советует Петру, когда денег нет, поискать монетку во рту пойманной рыбы. Все эти чудеса происходят не где-нибудь, а в районе Галилейского моря, оно же Тивериадское, оно же Генисаретское, оно же озеро Кинерет. Туда мы и отправляемся.

Мозаика под престолом

Первая точка нашего путешествия – Табха, место в северной части побережья, где Иисус накормил двумя рыбками и пятью хлебами пять тысяч человек. Хлеб и рыба – главная еда галилейских крестьян. Для тех, кто жил и промышлял на берегах озера, рыба давно уже стала олицетворением «хлеба насущного» – недаром в молитвах о хлебе они просили послать и богатый улов. Да, кстати, в семитских языках древнее слово «даг» обозначало не только рыбу, но и злаковый хлеб. Поэтому для апостолов «хлеб» и «рыба» были равнозначными символами Тела Христова. На старинных иконах, посвященных Тайной Вечере, иногда изображали посреди стола блюдо с рыбой. Так вот, здесь, в Табхе, под престолом современного католического храма Преображения рыб и хлебов сохранилась знаменитая мозаика V века с двумя рыбками и корзиной с хлебами. В эту церковь обычно приходит много народа – большинство только ради того, чтобы увидеть этот символ деяний Иисуса на берегах Галилейского моря.

Ботик Петра

Едем по шоссе вдоль озера. В кибуце с древним именем Гиносар есть музей «Человек в Галилее», где выставлена одна из самых потрясающих находок конца XX века – деревянная, в 8 метров длиной, рыбацкая лодка, пролежавшая в иле на берегу озера без малого две тысячи лет. Шестивесельное, ходящее и под парусом судно оказалось ровесником Иисуса! Конечно, в народе эту находку тут же окрестили «лодкой Христа». А когда исследователи выяснили, что на починку лодки в свое время ушла древесина ровно 12 различных пород, то ее стали называть «апостольской». Тем более что у Иисуса своей собственной лодки не было, а была она у Петра, «ловца человеков».

Жрица на башне

Здесь же, на западном берегу Галилей­ского моря, находится городок Мигдаль (на иврите – Башня), или Магдала. Мария Магдалина родом оттуда. В Вавилонском Талмуде есть и полное название этого городка – Мигдаль-Нуния, что означает Рыбная, или Рыбья башня (на местном наречии рыба не только «даг», но и «нун»). В этой башне находился храм, где поклонялись Богу-Рыбодарю. И Мария из Мигдаля, которая по некоторым представлениям была блудницей или бесноватой, на самом деле была жрицей Рыбы. Ну и, может быть, что называется, «немного не в себе», потому что посвятила себя «рыбному» служению и ожидала встречи с Главной Рыбой. Но вот она встречает Иисуса, и все становится на свои места – перед ней Ихтис, Рыба-Спаситель. Ныне неподалеку от древней Рыбной Башни – небольшой православный монастырь с храмом Святой Марии Магдалины. Паломники любят заглядывать сюда еще и потому, что здесь находится знаменитый радоновый источник, в котором можно купаться.

Рыба – директор музея

А напротив, на восточном берегу, в кибуце Эйн-Гев, находится неприметный, но интересный музей, в котором собраны найденные в окрестностях Кинерета древние якоря (просто здоровенные камни с дыркой), а также старинные рыболовные сети, модели лодок, каменные и свинцовые грузила и прочие предметы, связанные с рыболовством на Галилейском море. Здесь можно узнать интересные подробности из жизни античных рыбаков, ну, например, как они готовили пойманную рыбу (использовался раскаленный в костре плоский камень, на который клали на несколько минут раскрытую тушку рыбы, а потом переворачивали). И что самое удивительное – хотите верьте, хотите нет, – основателя этого музея, в прошлом рыбака, звали Мендель Нун, то есть Мендель Рыба.

Якорная обсерватория

Кстати, о якорях. Это тоже один из древних символов христианской веры. Как сказал апостол Павел в послании «К евреям», «надежда для души есть как бы якорь безопасный и крепкий». Так вот, теперь мы едем в город Тверия, где есть антич­ный холм, именуемый горой Береники. На нем в византийские времена была возведена церковь (ныне не действующая), в алтарную часть которой поместили здоровенный каменный якорь весом в полтонны. В апсиду этого храма тоже были вмонтированы якоря. Предполагается, что это был не только храм, но и своеобразный астрономический центр, и круглые отверстия в камнях использовались священниками как окна, помогающие вычислять фазы луны. Так что современное название – Якорная церковь – вполне оправданно.

Мальки и деньги

Ну а теперь опять возвращаемся в кибуц Эйн-Гев, в рыбный ресторанчик, который так же и называется. Какую рыбу предпочитали местные жители во времена Иисуса? Конечно, ту же, что и по сей день приносит гурманскую славу нашему озеру – рыбу святого Петра из рода тиляпий, нежную и не особо костлявую. Именно эту рыбу поймал по просьбе Учителя Петр, а во рту у нее, как и было обещано, нашел золотую монету. А ведь самка «тиляпии галилейской», спасаясь от подводных хищников, и в самом деле носит во рту – нет, все-таки не монеты, но икринки, а потом и проклюнувшихся мальков. Эту рыбу на иврите называют «амнун» – «мать-рыба». В ресторанчике в Эйн-Геве отлично ее готовят. Особо рекомендую филе, поджаренное на открытом огне и политое чесночно-лимонным соусом. Только будьте бдительны: иной раз в рот приготовленной рыбы гиды подкладывают шекели.